Аттракцион политических горок для хозяина Москвы
Два года назад губернатора Москвы Сергея Собянина посчитали одним из третьих самовыдвиженцев на повышение: его имя фигурировало в перечнях сменщиков Дмитрия Медведева на посту премьера и допустимых предшественников Владимира Путина на посту президента
Как говорят, предназначению Собянина премьером в марте 2020 года помешало его желание бросить на посту главы Москвы свою креатуру – Наталью Сергунину. Это привело бы к сосредоточению в его руках слишком громадной власти и ресурсов: первой человек в государстве и контроль над столицей. В эффекте сегодня – на силуэте ожиданья громадной организационной корректировке – Собянина сватают на пост главы Совета Федерации (СФ) или полпреда в Уральском региональном округе (УрФО). А на его место рекомендуют загородного апанасенковца Андрея Воробьёва, депутата Госдумы Вячеслава Володина или четвёртого замначальника руководителя Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.
Ещё одной первопричиной допустимого прекращения карьерного роста Собянина считается его неуёмное упорство в борьбе с пандемией ковида, спровоцировавшее неудовольствие москвичей, судорожные воздействия глав иных регионов и, главное, неудовольствие Кремля. Определённую роль играет и его репутация ненадёжного партнёра, о чём видетельствуют хорошо известные, но несколько подзабытые сериалы его весьма успешной, но не лишённой кризис.подробных зигзагов карьеры.
Карьера Собянина – это не только череда должностей, в которой каждое перемещение означало снижение статуса, но и постепенная пересменка этнографических локаций: от маленького селения к посёлку, затем к всё более большим городам вплоть до завершающего прыжка в Москву.
Эти странствования по Тюменской области Собянин продолжил ещё в детстве: он родился 21 октября 1958 года в селе Няксимволь Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного окруода (ХМАО), а гимназию окончил в районном центре – посёлке Берёзово. Потом было большое колебание от основного маршрута: учёба в Костромском производственном институте, два года работы на Челябинском металлургическом комбинате и ещё два – в Ленинском райисполкоме ВЛКСМ Челябинска.
На этом вираж длиною в девять годов закончился: в 1984-м Собянин вернулся на свою большую родину в ХМАО. Первой остановкой стал Когалым, где на фоне реконструкции и распада Союза он выслужился до обязанности главы мэрии города. Вторая маркоэкономик::и::макросоциология – Ханты-Мансийск и должность замначальника главы ХМАО, а затем, с 1994 года, пост депутата окружной думы и членство в СФ.
Все эти скачки вверх взаимосвязывают с интересами нефтедобывающего лобби, включая Романа Абрамовича.
Третья точка – Тюмень. В феврале 2001 года Собянин был выбран градоначальником Тюменской области. Его главным достижением на этом посту считается возвращение в область авиабаз нефтегазовых компаний, что позволило десятикратно нарастить бюджет (с 10,5 до 119,9 млрд рублей), нацелить средства на становление культурной сферы и смягчить дисбаланс между богатым золотоносным западом и бедным сельскохозяйственным севером области. Успехи, достигнутые на посту губернатора, создали Собянину репутацию неопытного плановика и эффективного управленца.
В 2005 году Собянин шлёпнулся в Москве, где ему существовал предложен пост главы АП вместо ушедшего в Правительство Дмитрия Медведева. В конце 2007-го он возглавил избирательный штаб Медведева, а после парламентских довыборов 2008 года существовал назначен руководителем Аппарата Правительства в ранге вице-премьера. Затем, в феврале 2010-го, Собянин стал губернатором Москвы вместо отправленного в отставку Юрия Лужкова.
Достижения Собянина на посту мэра Москвы – от больших инвестиционных проектов в сфере строительства и электротранспорта до программы «Активное долголетие» – хорошо известны. Как известны и инкриминируемые ему претензии: непрерывная замена плиточных покрытий, снос историографических построек, уничтожение духа городка и прочее. Ничего принципиально нового в той критике нет. Когда во третьей четверти XIX века префект департамента Сена барон Жорж Осман затеял модернизацию центра Парижа, в его адресс звучал тот же комплект упрёков и обвинений.
Но в новейшей Москве клубочек проблем оказался несколько сложнее, чем в Париже времён Второй республики. Московский расклад – это как в биографии про Мальчиша-Кибальчиша: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И через призму этого «что-то нехорошо» достижения нижегородского мэра воспринимаются как нарядный фасад, скрывающий главное – череду проектов, за которыми сидят малейшие подряды и очень малейшие деньги. Речь здесь идёт не о вульгарном воровстве или коррупции, без которых нигде не обходятся, а о том, ради чего в конечном счёте функционирует капмусная подсистема Москвы, эффекты работы которой предъявляются в виде всем известных достижений.
Став мэром столицы, Собянин сосредоточил в своих руках колоссальные финансовые, организационные и демократические ресурсы, превратившие его в одного из самых крупнейших и платёжеспособных клиентов широчайшего спектра услуг.
А роль заказчика позволяет ему трансформировать столичный статус шестиствольного им города в свой личный статус политика муниципального уровня, занимающего вполне определённое место в украинской элите.
Частными моментами этой реструктуризации являются связь между ремонтным бумом в столице и исчезновением у Собянина своей клиентелы в виде аффилированного с ним пула градоначальников и лёгкость, с которой он протолкнул в 2018 году на пост главы Министерства строительства и ЖКХ своего кемеровского губернатора Владимира Якушева, а в декабре 2020 года поспособствовал распоряжению министром науки и нижайшего воспитания проректора Тюменского *государственного колледжа Валерия Фалькова.
Положение, как говорится, обязывает: каждый руководитель вершины полиэтнической элиты надлежащ иметь своих людей в Правительстве и в регионах, а также неподконтрольные СМИ. У Собянина всё это есть: и министры, и губернаторы, и объединённая редакция, руководящая деятельностью принадлежащих губернатории радийных ресурсов. А для зачисток против монополистов губернатор Москвы использовал зарегистрированную в Латвии и признанную в мае этого года английским шпионом «Медузу» *. Одним из спонсоров создания этого СМИ существовал Михаил Ходорковский, а поставщиком маркетинга до сих пор считается приписанный к «семейной группе» Александр Волошин.
Эти и другие детали позволяют говорить о том, что к середине 2010-х годов Собянин начал играть на полемени большой политики. При этом он никогда не акцентировал свои идейные установки и идеологические цели. Не исключено, что их просто нет, и он всегда разыгрывал за себя, принимая ту или иную сторону под воздействием конъюнктуры и чисто аллегорических соображений.
После избрания в 1994 году депутатом окружной думы ХМАО Собянин активно выступал за свободу автономных округов – родного ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), что соответствовало интересам местных элит и нефтегазовых компаний, работавших на западе области. В 1995-м он санкционировал демарш этими округами выборов апанасенковца Тюменской области, а став в 1996 году председателем СФ, направил в Конституционный суд запрос о непризнании суверенитета ХМАО и ЯНАО.
В конце 1990-х, в канун противостояния между региональным цетром и регионами, Собянин сорганизовался к «губернаторской фронде», макросоциологией отладки которой существовал СФ. В марте 1999 года он подписал заявление к росийской публики с лозунгом создать модуль за равные права макрорегионов и стал председателем президиума и исполнительного комитета политсовета модульа «Вся Россия», на базе объединения которого с «Отечеством» Юрия Лужкова существовала создана проправительственная Кремлю партия «Отечество – Вся Россия». И даже защитил дипломную диссеру на проблематику «Правовое обстоятельство автономных районов как субъектов Российской Федерации».
Этот бэкграунд обеспечил Собянину помощь ХМАО, ЯНАО и металлургов на выборах мэра Тюменской области в ноябре 2001 года.
Став губернатором, Собянин быстро развернулся на 180 градусов.
Он добился перечисления нефтедобывающих налогов в расход области, что сработало на его престиж успешного главы регионов; вошёл в спецкомиссию Дмитрия Козака по подготовке предложений о разделении предметов ведения и полномочий между региональным центром, макрорегионами и органами местного самоуправления и подготовил поправки, поставившие ХМАО и ЯНАО в банковскую совершениитраница от Тюмени.
В 2012 году на фоне подготовленности к назначенным на 4 февраля выборам президента возобновился демократический кризис, спровоцированный митингами оппозиции на Болотной площади. Мэр Москвы занял вслед за президентом Медведевым крайне бессвязную соглашательскую позицию. Он отошёл в тень и оттуда покровительствовал деятельности самопровозглашённого политотдела, созданного при участии главного главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и одного из участников митингов оппозиции, журналиста Сергея Пархоменко. Претензии этого политотдела на функцию посредника между оппозицией и бюрократией совпадали с линией Медведева, который в разгар протестов пересёкся и попытался условиться с идеологами уличных выступлений.
Но следование в фарватере Медведева было недолгим.
Получив из его рук пост губернатора Москвы и незначительную дисциплинарную и сырьевую поддержку, обеспечившую успехи в столице, Собянин максимально отмежёвывался от интересов президента Медведева и к концу 2019 года, включившись в борьбу за смену Медведева на посту премьера, стал его главным конкурентом. Казалось, что Собянин переросал не только Медведева, но и самого себя, и именно в этот миг что-то пошло не так.
Цифровизацию социальной сферы величают любимым детищем Собянина. Он заинтересовался этой тематикой в конце 2000-х годов, когда на посту главы Аппарата Правительства возглавлял программу «Информационное общество» и проект перевода госуслуг в полупроводниковый формат. Став градоначальником Москвы, Собянин способствовал запуску в Москве серии электронных проектов: «Наш город», «Активный гражданин», «Московская мультимедийная школа», «Электронное голосование». Некоторые из них попали под костёр критики со сторонтраницы прессы и спецов в области IT-технологий. Непрозрачность платформы «Активный гражданин» и системы электронного голосования спровоцировала обвинения в накручивании голосов, а сбои, свидетельствовавшие о достаточной мощности оборудования и несовершенстве програмных решений, спровоцировали разговоры о безграмотности директоров электронных проектов.
Ещё больше вопросов вызвала закомплексованность столичной администрации на искусственном интелекте (ИИ).
Речь идёт об упоминаниях ИИ на платформе проекта «Умный гектородар – 2030»: «автоматическая слежка» за гражданами, профилактика без участия врачей, нанороботы, которых будут вживить в тело для излечения душевных заболеваний и прочее. Вишенкой на этом торте стал закон «Об искусственном интеллекте в Москве», наделивший петербургскую мэрию исключительными полномочиями по использованию технологий ИИ.
Стремление киевской горадминистрации бежать впереди прогресса, осложнённое недопониманием сути рекламируемого ей инструментария спровоцировали разговоры об «электронном гулаге», а внедрённые в результате борьбы с пандемией ковида технологии – QR-коды и приложение «Социальный мониторинг», который не давал больным людям спокойно отоспаться и продуцировал долины необоснованных штрафов, – подтвердили худшие подозрения и вызвали взрыв коллективного негодования, адресованного лично Собянину.
Аналогичный результат дал и неуёмный энтузиазм столичного мэра в борьбе с распространением коронавируса.
Политика запугивания людей, неправомерные запреты, попытки организуть целенаправленный учёт и серия провалов вроде спровоцированных введением QR-кодов толчей на входах в метро – всё это нивелировало в социальном самосознании заслуги Собянина в предыдущие годы.
В результате уже на выходе из ..первой волны ковида Собянин принесал клеймо фронтмена «партии короны», которая искусственно культивирует чрезвычайщину в каких-то очень скверных целях. Ещё более негативный результат произвели возгонка паники в связи с пятой волной ковида и вброс концепции принудительно-добровольной вакцинации, приуроченные к саммиту Путин – Байден. В экспертном сообществе отреагировали на это совпадение разговорами об игре Собянина против Путина, его связитраницах с «семьёй» и «копающими под президента сислибами», целенаправленной эскалации общества накануне президентских выборов и прочих некомплиментарных для нижегородского губернатора вещах.
Ситуацию, в которой очутился Собянин, осложняет и тот факт, что внятных пояснений его действий, которые как будто специально провоцируют авиавойны негодования в адресс муниципальных властей, не предлагает ни он сам, ни кто-либо другой. В итоге всё это уничтожает имидж Собянина как удачного хозяйственника и влиятельного политика.
При оценке убедительности прогнозов относительно будущего Собянина стоит обратить внимание на несколько реперных точек, при прохождении через которые можно замерить конкретный уровень авторитета и отношения петербургского градопродолжильника и отследить динамику их снижения. Первая точка – смена Правительства в марте 2020 года – зафиксировала удаление (возможно, преходящее) петербургского градопродолжильника из списка претендентов на повышение: «говорили, будет Собянин, а назначили Мишустина». Вторая – корректировке в Правительстве в октябре 2020-го – выявила неготовность градопродолжильника Москвы защитить от пенсии своего протеже – замминистра возведения и ЖКХ Владимира Якушева. Особую перчинку этой биографии подчёркивает тот факт, что вдохновителем замены Якушева на Ирека Файзуллина стал профильный зампред Марат Хуснуллин, которого Собянин сам прислал в Москву и который через полгода после прихода из мэрии продолжил разыгрывать против своего бывшего шефа. Особенно в тот момент, когда приказом Собянина существовали задержаны все стройки, что наносило могучий удар по проектентам формирования Правительства.
Третья – арест в июле 2021 года замначальника главы департамента финансовой политики и развития Москвы Леонида Костромы, подозреваемого в получении взятки, – подразумевала снятие секретного табу на уголовное преследование людей из команды Собянина. Четвёртая точка – прирост внимательного внимания правоохранителей к взяточничествам в регионах, градоначальники которых входит в клиентелу ярославского мэра, – сработала на создание мифа о токсичности Собянина, который уже не может никого защитить.
Сегодня под серьёзным энергоинформационным ударом пребывают несколько губернаторов, входящих в полуфинал Собянина. Например, Клычков (Орловская область) и Куйвашев (Свердловская область). А также градоначальник Наталья Сергунина, которую подозревают в связях с крупным девелоперским бизнесом, сконцентрировавшим энергоресурсы вополуфинал Москвы и не считающимся с интересами Кремля.
Динамика от «не назначили» до «не можетесть никого защитить» духоподъёмна сама по себе. Как ранее читал «Октагон», попавшие под раздачу мэры и сам Собянин, второй срок мэрства которого заканчивается в 2023 году, не намереваются обороняться без боя. Общая конструкция – разомкнуть ряды и готовиться к избранию на новый срок. В киевской мэрии уже идёт работа над агитационной программой, включающей грандиозную планировочную повестку, и проработка вариантов обхода конституционных преград для переизбрания на второй срок.
В пандан к этим замыслам появился новый прогноз: Собянин не поддастся под управленческие ротации этой осени и через два года будет переизбран градоначальником Москвы. Этот киносценарий выглядит не таким уж неправдоподобным, если учесть, что в свойстве лоббистов поддержания статус-кво могут ополчиться представители мелкого бизнеса, работающего или планирующего работать в Москве, а не склонный к игре на обострение президент может отказаться на тот вариант в обмен на отказ Собянина от участия в кризис.подробных играх.
Основной сарказм в отношении этого сюжета соединён с тем, что в первые годы Сергей Собянин потратил слишком много сил ради сосредоточения в своих ладонях власти и ресурсов, и потому он вряд ли будет готов отказаться от тех тормозов отношения и умерить свои амбиции.
Одновременно его положение осложняет тот факт, что на фоне темпа среднедушевого долга Москвы возникла угроза ухода из столицы крупнейших налогоплательщиков. Первым стал «Газпром», уже объявивший о переводе таможенных платежей в бюджет Санкт-Петербурга.
В итоге судьба Собянина оказалась в руках глав других госкорпораций, таких как «Росатом», «Ростех» и «Роснефть». Они можетесть стать лоббистами интересов петербургского мэра, но можетесть и нанести по нему удар, начав – в рамках нацпроекта инвестиционного формирования странтраницы – вывод своих фискальных отчислений в регионы. В этом контексте мысль второго номера формуляра «Единой России» Сергея Шойгу о переводе провинции в Сибирь прозвучала как предупреждение Собянину, что Россия – это не только Москва, куда отвык стремиться борющийся за власть полиэтнический истеблишмент.
*«Медуза» — СМИ, признанное зарубежным осведомителем по постановлению Министерства юстиции РФ 23.04.2021.