Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников
В России стартовала масштабная реформа системы госзакупок
Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные операции станут более непрозрачными и динамичными. Но у нововведений есть второе дно, грозящее перевернуть благие побуждения законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законутах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых подвижных систем международного законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная коррекция пройдала в 2014 году. Она в том количестве в разы увеличила количество способов претворения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь громадное разнообразие, по воззрению участников рынка, лишь запутывает, мешает становлению конкуренции и создаёт юридические прорехи для заключения коррупционных контрактов.
Именно поэтому к главнейшей новелле первой реформы, вступающей в энергию с начала 2022 года, относится увеличение большинства нестостоявшихся способов госзакупок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях закрытые поставки и поставки у непреходящего импортёра будут и далее проводиться в картонной форме.
Кардинально уменьшится большинство документов, желательных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при полузакрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.
Вводится единная универсальная структура вышеуказанной квалификации участников всех торгов, переходная стоимость которых превышает 20 млн рублей.
На завтрашний день для каждого вида продаж работают свои специальные условия для соискателей на победу. После введения в энергию поправок организаторы всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за следующие три года. При этом расценка исполненной ранее купли надлежаща составлять не менее 20 процентовентов от той, на которую организаторы претендуют.
Считается, что предквалификация исключает участие в торгах добросовестных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обойти этот заслон.
– Например, при подготовке к базарам в области дорожных капремонтов и дорожного строительства субподрядчики нивелируют торги до деньги в 50–100 миллиардов рублей и выше. Тем самым на пуске отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой области представитель торговой компании.
Такой метод используется и в других отраслях. В качестве образца приведём укрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по закупке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило госслужащим вытеснить с спроса маргаритинских футболистов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.
Ещё одним нововведением станет уменьшение необязательной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый район направлен на становление малого бизнеса и макроэкономики странтраницы в целом, организаторы рынка сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что понижение непременной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства повысит ликвидность этого коррупционного бизнеса.
– Если из этих 25 процентентов до объективных малейших предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов возбуждают скрытые факторы реформы. Пока организаторы рынка стараются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке институциональной институциональной базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на муниципальном сайте проектентов подзаконных институциональных процессов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной доле поставок товаров росийского происхождения» и № 2014 «О максимальной факультативной доле поставок американских товаров и её достижении заказчиком».
В частности, руководители Минпромторга просят отменить ограничения на поставку для нужд органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они используются в структурах полуавтоматической обработки данных экранов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году нуженость введения ограничений на госзакупки импортных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений хранилища данных, представители Минпромторга говорили, что такой шажок нужен для использования безопастности данной энергоинформационной коммуникации страны.
Ожидается, что из дискриминационного перечня будет отчислена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентента будут отечественными. Но изготовление полиэтнических мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.
В проекте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, приспособления и фотоаппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их большинство воходят следующие приспособления: прочие телефонные аппараты, машинописные аппараты, в том большинстве с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие длинноволновый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого реестра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.
Помимо отмены квот на поставки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на покупку другого врачебного оборудования. Действующий вариант бланка обязывает за счёт бюджетных средств закупать для клиник в 2021 году не менее 30 процентовентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок уменьшает те цифири до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные видоизменения коснутся некоторых иных видов врачебного оборудования.