Артемий Лебедев переменчив как российская Конституция
Он призвал прийти на голосование, хотя еще не давно активно критиковал изменения в Основной закон. Журнал «Компания» составил психологический портрет дизайнера, в котором объясняются причины противоречивых поступков и природа эпатажного поведения Лебедева.
Мальчик из интеллигентной семьи, прозванный у интернет-пользователей Татьянычем за родство с писательницей Татьяной Толстой, бизнесмен из 90-х, на коленке рисовавший первый сайт Госдумы. Модник и правдоруб, критикующий власть, сотрудничающий при этом с госкомпаниями. Хулитель «священных коров» российского общества, опубликовавший в прошлом году ролик с сообщением об эмиграции. Из России он так и не уехал, но эпатировать и запутывать публику не перестал. Бунтарь, провокатор, нигилист или просто хороший пиарщик своего личного бренда — кто он, Артемий Лебедев?
Придумал оформлять сайты за деньги Лебедев в 17-летнем возрасте, в самом расцвете лихих 90-х. В свои 20 он основал WebDesign. В 1998 году переименовал в «Студию Артемия Лебедева». Сейчас это одна из первых, крупнейших и дорогих дизайн-студий России. Она принадлежит холдингу Art. Lebedev Group (ALG), куда также входят рекламная компания ADEX и студии «Телетайп» и «Артографика».
Деятельность Лебедева давно вышла за рамки оформления сайтов, сейчас в портфолио компании работы от дизайна книг до дорожных знаков, от микроволновок до интерьеров, арт-объектов и брендов российских городов. Журналист Андрей Лошак в цикле документальных фильмов об истории Рунета назвал Лебедева «дизайнером всея Руси».
Лебедев часто оказывается в центре скандалов. Дерзость и его демонстративное высокомерие отталкивают, но оригинальность, умение полемизировать, остроумие и смелый «троллинг» привлекают. Чтобы разобраться в неоднозначной личности дизайнера и бизнесмена, проанализируем его биографию и несколько свежих интервью.
Лебедеву 45 лет. Возраст молодой, но уже мужественный, что не мешает дизайнеру эксплуатировать свою внешность. Последнее время он экспериментирует с цветом волос, а на паспорт и вовсе сфотографировался с прической во всех цветах радуги.
Несмотря на поток нецензурной лексики в ЖЖ и соцсетях, в интервью Лебедев несколько более сдержан в выражениях (уверен в себе, речь размеренная и спокойная). В зависимости от собеседника он меняет свою модель поведения: подстраивается, «мимикрирует». Например, в беседе с Юрием Дудем он позволяет себе не стесняться в употреблении мата, а на передаче у Алексея Савватеева (Алексей Савватеев — российский математик, популяризатор науки, учился вместе с Лебедевым в одной школе в разных классах) ведет себя достаточно интеллигентно, без злоупотребления бранными словами.
Мат для Лебедева — часть культуры и русского языка, об этом он говорит в беседе с Юлией Морозовой, ведущей шоу «Морозова Хочет Знать» на Радио ENERGY. «Мат — это инструмент, который нужно употреблять вовремя и к месту — поперчить, посолить, и тогда всё будет хорошо».
Есть также мнение, что мат показывает принадлежность Лебедева к тусовке родоначальников Рунета. Этот язык получил свою известность в начале нулевых как
Артемий родом из известной интеллигентной семьи (мать — писательница и телеведущая Татьяна Толстая, отец — профессор филологии Андрей Лебедев), и дошкольное воспитание он получал дома, родители наверняка успели заложить необходимые знания и умение грамотно пользоваться русским языком.
В интервью с Юлией Морозовой Лебедев признается, что у него все чувства внутри, он не любит выражать эмоции на лице.
Внимание для него — не самоцель, а лишь средство для достижения других целей. «Другие» цели — это независимость, отсутствие рамок и ограничений — то есть полная свобода мыслей, суждений, действий. От этого он отталкивается и к этому же стремится в своей жизни, работе, творчестве.
Острое желание сделать всё по-своему — основная движущая сила его личности. Об этом говорят, например, его категоричные заявления:
«Когда какие-то вещи мне свойственны, я их буду делать независимо от того, кто и что про это думает».
«Я придумал себе другие правила и решил, что мне никто не указ».
«Я не с ними и не с властью, мне они одинаково не близки, у меня своя точка зрения», «Не хочу подходить на пушечный выстрел, потому что я их всех ненавижу одинаково, они все омерзительны — и те, и другие, они ничем не отличаются».
Собственные правила и принципы работы он придумал и для своей дизайнерской студии: всё должно быть почти как дома — никакого дресс-кода, свободный рабочий график и в целом творческая свобода. Главное, чтобы работа была сделана и сделана хорошо, а когда человек приходит на работу и сколько он там находится — всё равно. Также Лебедев против обсуждения зарплаты среди сотрудников, за обсуждение зарплат — сразу увольнение (чтобы избежать ревности, «грызни», зависти среди дизайнеров).
В среде творческих людей такой подход высоко ценится.
Демьян Кудрявцев (бывший сотрудник студии):
«Жизнь студии — это и есть жизнь Лебедева. Он способен поссориться с близким другом, если будет пересечение этих отношений с его деятельностью. При этом целью деятельности являются не то чтобы деньги, цель — это именно возможность реализации в самых разных направлениях. Хочу заняться дизайном медиа — и займусь, хочу делать электронные приборы — значит, буду. Возможность продвижения себя в смежные, но иначе устроенные области — это то, что доставляет Лебедеву радость, и ради этой радости он готов многое терпеть, в том числе нелюбовь к себе».
Лебедев с детства отличался свободолюбием. Информации о детстве не так много, но мы знаем, что в он успел сменить три школы из-за прогулов. Также он «сбежал» из Америки, куда семья Лебедева переехала в 1989 году. По его словам, не смог вынести повсеместной несвободы. Сбежал ли он буквально или же родители купили ему билет на самолет — неизвестно. Но сам он говорит, что возненавидел Америку уже на третий день.
Впоследствии в России Лебедев так и не получил высшего образования — был отчислен со второго курса журфака МГУ.
Артемий довольно рано стал самостоятельным — с 16 лет (после побега из Америки) он жил один, хоть и под присмотром тети. В это время Лебедев всё больше понимает, что отличается от своих сверстников настолько сильно, что не вписывается в их «тусовки». Для себя он принимает решение, что это его выбор, — «я не вхожу в тусовку, а значит более свободен».
В то же время в «тусовке» он всё же был замечен. В одной из серии передач Андрея Лошака «Холивар» рассказывается, что Лебедев в юности водил дружбу с элитой «пионеров русского интернета» — Антоном Носиком, Романом Лейбовым, Дмитрием Ицковичем и другими. По словам Ицковича, это была «своего рода такая богемная разгульная жизнь — меньше чем 12 человек за ужин не садилось».
Возможно, именно это общение, эта компания и сформировали какие-то аспекты его личности и направили его деятельность именно в таком виде, в котором мы ее знаем.
В эти же годы СССР перестает существовать, страна разваливается, а выживание зависит от умения адаптироваться к новой ситуации. Артемий быстро понимает, что «хорошие ценности себя на бутерброд не намажут, нужно ресурсы добывать». Он становится первым, кто начал «рисовать сайты за деньги, сидя дома у себя на кухне, в то время больше не к кому было пойти». Среди первых заказчиков — Центробанк России, Госдума.
Демьян Кудрявцев:
«Я помню, когда свидетелями его экспериментов были относительно немногие, но и тогда они сразу же становились их участниками или объектами. Инструментарий был тот же, что и сегодня: рассудительность, провокация, профессионализм. Неприятная смесь твердой логики, волюнтаризма, каприза и чутья. Лебедев курил и ненавидел запреты на курение. В студии было не продохнуть, возражения не принимались. Он носил майки и кеды, а если заказчик требовал дресс-кода — он не брал такого заказа. Его цены были в десятки раз выше, чем у конкурентов, но конкурентов у него не было. Он никогда не делал того, что ему неприятно, делал то, что обещал, а если то, что он обещал, было ему неприятно, говорил: «Я передумал»».
Хотя Лебедев и живет по собственным правилам, он прекрасно отдает себе отчет в том, что делает и для чего именно он это делает: «ЖЖ приносит деньги» (в ответ на вопрос, зачем пользоваться неактуальным и устаревшим ЖЖ), «Тупость раздражает, но это источник дохода», «Я — здравомыслящий человек» (в ответ на вопрос, будет ли писать плохие вещи про людей, с которыми работает).
И, как здравомыслящий человек, Лебедев понимает, что с властью (то есть той самой ненавистной Лебедеву системой) нужно и уметь сотрудничать. Например, чтобы заработать: Лебедев все-таки бизнесмен.
По вопросу сотрудничества с госструктурами Алексей Навальный публично призвал Артемия к ответу в своем блоге. Навальный пишет: «Я не хочу раньше времени ни в чем обвинять Артемия, но из нашей практики четко следует одно: если прячут данные и контракты, значит, воруют. Много воруют. Завышают цены и засылают откаты». И приводит о контрактах Студии Артемия Лебедева с различными госорганами.
Чтобы разрешить возникший конфликт, Лебедев позвал Навального на дебаты, которые состоялись на телеканале «Дождь» в 2017 году. По итогам зрительского голосования выиграл Навальный, но оба участника дискуссии остались при своем мнении.
Примечательно, что в ходе дебатов оба неоднократно признаются, что не испытывают друг к другу неприязни, Лебедев даже дарит подарки Навальному и Собчак.
Для создания и поддержания своего образа Лебедев мастерски использует провокацию.
Его видео и посты на разных интернет-платформах полны провокативных высказываний. Например, в блоге ЖЖ Артемий поднимает довольно острые вопросы: инвалидов и пенсионеров «спиногрызами», День Победы хуже культа православия, а город Брест —
Такие сравнения, взбудоражившие не одного ревнителя традиционных устоев, идут из системы ценностей Лебедева, которая не совпадает с общепринятой. Вот, например, его слова о патриотизме: «Меня бесит, когда мне рассказывают, что я (а также родители, бабушки с дедушками и пр.) должен быть благодарен стране за то, что имею (образование, мирное небо над головой и пр.). Я патриот, но я никому ничего не должен».
Провокативные посты о 9 Мая Лебедев публиковал каждый год накануне праздника, чем вызывал негодование общественности и ветеранов. Но Лебедев, как правило, готов аргументировать и отстаивать свою позицию, а также готов к последствиям своих действий — к общественной ненависти и судам, куда уже неоднократно обращались недовольные граждане и компании. Помимо истории с «Волгоградским прорывом», это, например, иск от ветерана Сергея Крамаренко, после которого Лебедева обязали удалить посты и выплатить компенсацию в размере миллиона рублей.
Был иск и от «Аэрофлота», который также подал в суд на дизайнера из-за резких высказываний в адрес компании. «Аэрофлот» в итоге выиграл дело, и Лебедеву пришлось удалить все «порочащие сведения» и выплатить компенсацию в 34 тысячи рублей.
Яркой чертой Лебедева является желание жить полной жизнью, наслаждаться ее эстетикой. Этому могло поспособствовать воспитание тети, которая «учила, как из минимальных ресурсов сделать максимум радости». В интервью Юрию Дудю лучшей страной Лебедев назвал Японию — идеально чистую, где много внимания уделяется дизайну, в которой люди научились лучше других получать «кайф от жизни» во всех ее проявлениях.
Когда же в беседах заходит речь о влиянии Лебедева на общество, он признаётся, что хочет оставить след в истории:
«Хочу оставить более важный след, повлиять на культуру, на качество жизни».
«Да, я служу людям, я работаю для людей».
«Видя, как мои мысли трансформируют вокруг нас то, что есть, я понимаю, что мне это по кайфу».
Артемий Лебедев — это человек, рано обнаруживший, что его индивидуальность выходит за пределы существующей социальной структуры. Он отвергает догмы, ярлыки и стереотипы, при этом всегда анализирует контекст ситуации, в которой находится, использует системный подход и логику. Это позволяет ему предвидеть последствия и подготовиться к ним.
Он любит сложности и вызовы, при этом никогда не упустит случая заработать. Артемий Лебедев — человек-бренд, воплощающий в себе образ бунтаря. Он является своего рода трикстером, который указывает обществу на его изъяны, посягает на «священных коров». При этом он довольно разумен и гибок, чтобы не ссориться с нужными людьми и даже зарабатывать на тех, к кому, возможно, не испытывает уважения.