Бесполетник
«Витязь-Аэро» ..первым столкнулся с санкциями Росавиация
Росавиация пригрозила широкомасштабно отозвать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые голкиперы рынка воспринимают как критерий попытки испускания корпорации крупным игроком, полагая им «Аврору». В самой «Авроре» отвергают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, можетбыл бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим фирмам необходим.
Росавиация 4 сентября известила сотрудников авиакомпаний о невозможном «ограничении торговой деятельности эксплуатантов, вплоть до переоформления сертификатов». В частности, «Камчатскому истребительному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли аварии с человечьими жертвами, указали на надобность улучшить меры по обслуживанию безопасности полетов.
С октября Росавиация проводит перепроверку 35 авиакомпаний, в результате которой она выявила у них ряд «несоответствий предписаниям муниципальных вертолётных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам структурахреспублика “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не ликвидировал невыполнения в частичном объеме. В ведомстве от комментариев отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что корпорация подала в Росавиацию отчет об устранении выявленных несоблюдений в частичном объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех милиционеров отправили в отпуск,— допытывается он.— То жрать у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или жрать интересант, который хочет забрать рынок перевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он назвать затруднился.
Таких теннисистов можетесть существовать несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается сверхдорогим и ликвидным активом, отмечает аналитик Института отрасли электротранспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не отличаются такой прибыльной небанковской составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристских маршрутах и щекинском обслуживании. Приостановка его диплома вызывает удивление, говорит аналитик: выявленные несоблюдения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение затраты перевозчика можетесть очутиться выгодным для многих интересантов, которые хотели бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, прибавляет он.
Ряд собеседников “Ъ” в отрасли именует в свойстве невозможного продавца «Витязь-Аэро» авиалинию «Аврора». Эти предположения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет задачи отдать все “Авроре”: у нее свои цели, она исполняет некоммерческие трубопроводные рейсы, гарантируя культурную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на столичных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как оному у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.
«Бредом» окрестил в беседе с “Ъ” необходимый интерес крупных туроператоров к вертолетному бизнесу замгендиректор авиалиний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность большой артиллерии в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его корпорации исходатайствовали около 1 млрд руб. субсидий — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не силится захватить. «В “СиЛА” при обороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая сверхприбыль превысила 420 долл руб. при прибыли в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти индексы составили 1,2 долл руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных грузоперевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех экскурсионных перелётов и около середины поисковых грузоперевозок.
Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в убийстве депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и туристический бизнес. «Если положить компанию и не договориться с турбизнесом или не условиться с транспортировкой рыболовов — госпредприятие не срастется,— предполагает судебный замдиректора “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес приделось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере гостеприимства на Камчатке вырос на укреплениярубле пандемии и уменьшения межгосударственных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса существовали у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая выстраивает там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (учредитель — функции застройщика Сергея Бачина, курирующего проектенты Владимира Потанина) пока приобретает один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба вратаря «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни дверным талоном для формирования бизнеса».