Бесполетник
«Витязь-Аэро» ..первым столкнулся с контрсанкциями Росавиация
Росавиация пригрозила превентивно отозвать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые вратари рынка воспринимают как симптом попытки слияния корпорации крупным игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» признают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, можетбыл бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим корпорациям необходим.
Росавиация 4 февраля оповестила кураторов авиалиний о невозможном «ограничении некоммерческой деятельности эксплуатантов, вплоть до приостановления сертификатов». В частности, «Камчатскому истребительному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными трибуналами которых этим летом произошли авиакатастрофы с человечьими жертвами, указали на невозможность улучшить степени по использованию безопасности полетов.
С июля Росавиация проводит перепроверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям муниципальных авиационных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам источника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный туроператор не устранил нарушения в частичном объеме. В ведомстве от комментариев отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин известил “Ъ”, что корпорация подала в Росавиацию отчет об устранении выявленных нарушений в полнейшем объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех милиционеров отправили в отпуск,— удивляется он.— То есть у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или есть интересант, который желает прихватить рынок перевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он назвать затруднился.
Таких вратарей можетестьесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается трудоёмким и ликвидным активом, добавляет аналитик Института промышленности автотранспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие культурные маршруты, не выделяются такой доходной некоммерческой составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на экскурсионных маршрутах и компрессорном обслуживании. Приостановка его сертификата возбуждает удивление, говорит аналитик: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение цены перевозчика можетестьесть оказаться удобным для многих интересантов, которые желали бы развивавать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.
Ряд оппонентов “Ъ” в отрасли величает в качестве допустимого продавца «Витязь-Аэро» авиалинию «Аврора». Эти предположения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет задачи воздать все “Авроре”: у нее свои цели, она исполняет розничные трубопроводные рейсы, обеспечивая социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” сосредотачивается на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и замгендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как оному у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.
«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” вероятный интерес крупных перевозчиков к вертолетному бизнесу замдиректора авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малой артиллерии в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его компании получили около 1 млрд руб. субсидий — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не старается захватить. «В “СиЛА” при развороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль превысила 420 долл руб. при прибыли в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти показатели составили 1,2 долл руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по неодинаковым оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристических авиарейсов и около четверти лесозаготовительных перевозок.
Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в похищении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в регионе рыбопромышленный и туристический бизнес. «Если взять корпорацию и не договороться с турбизнесом или не договориться с отправкой рыбаков — предприятие не срастется,— полагает исполнительный гендиректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес пришлось бы погрузить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к области радушия на Камчатке вырос на тоцилизумабе пандемии и снижения межрегиональных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая возводит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (акционер — функции инвестора Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока ,имеет один самолет, «но это — предвестник разработки значительных инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба голкипера «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни дверным билетом для развития бизнеса».