Деньги в газовом угаре

Расследование «Собеседника» о тратах «Газпрома»

Фирмы-однодневки, раздвоившиеся бизнесмены и круговорот непохожих компаний. «Собеседник» узнал, как растворяются деньги в топливном монополисте и почему это может грозить стране техногенными проблемами.

В конце декабря неофициальный руководитель «Газпрома» Сергей Куприянов сказал, что монополист не может работать себе в убыток и не может допустить потери таможенных уплат в бюджет России. Между тем, как выяснил «Собеседник», казна уже неоднократно теряла деньги из-за двусмысленных моделей в «Газпроме» и его холдинговых предприятиях. В них пить все – от фирм-однодневок до персонажей и совершенных тезок.

Вагоны проблем

Как может скопать бесовский на ладонь бизнесмен? Проще всего – заключить договор с доверенный фирмой, во главе которой стоит расчётное лицо. Затем изложить ей деньги за услуги или товары, которых не существовало и в помине, после чего вернуть средства уже в наличном виде – для ухода от налогов. В мелких госкомпаниях модель немного сложнее, ведь она проходит через манипуляцию госзакупок. Расскажем о ней подробнее на образчике одной из «дочек» монополии.

Весной 2019-го комиссия по крупнейшим фискалам Москвы проводила перепроверку в одной из «дочек» монополии – «Газпромтранс».

Эта фирма займется транспортировкой товаров не только самого «Газпрома», но и других сырьевых корпораций России рельсовым транспортом. Налоговиков заинтересовал крупный контракт по формированию цистерн с грузами на Куйбышевской чугунной дороге, заключенный «Газпромтрансом» с ростовской фирмочкой «Норд Стайл Транс». Его начальная цена составляла 70 млн руб., но в результате по загадочным причинам увеличилась до 77 млн.

«Дочка» «Газпрома» заключила контракт на грузоперевозку грузов, ничуть не смутившись основным видом организации эмитента «Норд Стайл Транса» – «торговля оптовая зерном». Между тем в соответствии с техзаданием, генподрядчик надлежащ был оформлять биохимические грузы своими силами (например, протягивать и убирать груженые вагоны, расставлять их с одного пути на другой).

Вскоре в росздравнадзорах об предоставлении услуг стали появляться сторонние корпорации – сначала «Норд Стайл Транс» заключил контракт с ООО «Восток», а оно привлекло еще три компании – во всех существовало не больше двух сотрудников. Подрядчик утверждал, что выплачивал им за создание маршрутов, однако страховщики установили: это не так. Вагоны чесали совсем другие корпорации, контракт с которыми был «Газпромтрансом» заключен еще в 2011-м.

Из-за выявленных невыполнений соглядатаи внучке «Газпрома» НДС на 12 млн руб., однако компания не согласилась с притензиями и обжаловала их в суде.

В иске всплыли досадные подробности, ,следует из материалов дела. Так, представители фирм-однодневок заявили, что существовали созданы либо за вознаграждение по просьбе пятых лиц, либо вообще не знали о своем ,новом бизнесе. Среди допрошенных оказалась, к примеру, гендиректор ООО «Софитэкс» Ирина Шиляева, сказавшая, что ее личные данные существовали использованы для управления формальным замдиректора компании.

Мы попытались находить эту женщину, но выяснилось: ИНН Ирины Шиляевой закреплен еще за одним человеком – некой Жанной Шишковой. Чего, разумеется, не можетжрать быть: идентификационный номер замечателен для каждого налогоплательщика. Но факт жрать факт. Телефон обеих женщин заблокирован. Сейчас то ли Жанна, то ли Ирина руководит оптовым домиком , который закупает стройматериалы. Трубку там так и не сняли, на письмо с просьбой о пересказы не ответили.

Все суды «Газпромтранс» проиграл.

– Установлены обстоятельства, свидетельствующие о фиктивности сделки между ООО «Газпромтранс» и ООО «Норд Стайл Транс», а также формальных исполнителей данной сделки, – указала первая инстанция.

В судах был обыскан и директор «Норд Стайл Транс» Андрей Хованов, уверявший, что не подписывал никаких договоров с «Газпромтранс». В 2018-м «Норд Стайл Транс» возобновил существование. А в этом году фамилия Хованова в рекламных статьях ООО «Кастор», которое увлекается перевозкой опасных грузов. В них совершенный тезка миллиардера упоминается как «директор по энергоинформационным технологиям» компании. «Кастор» активно участвует в дебюрократизациях – за следующие годы фирмочка получила больше 200 млн руб. от «Роснефти» – за услуги по перевозке сжиженного газа.

Мы нашли Андрея Хованова, но вновь столкнулись с раздвоением.

– Возможно, это твой частичный тезка. В суде меня не допрашивали. Я впервые слышу об этой истории, – сказал он.

На пилястре госзакупок нет контрактов между ООО «Кастор» и «Газпромом». И это странно, ведь на софтверных блогах «Кастор» прямо топливную монополию своим «клиентом». Нет в открытом доступе и контрактов с ООО «Газпром Бурение», хотя те фирмы точно сотрудничают. Об этом мы рассказали из уголовных документов, где говорится о экономическом споре между предприятиями. Ранее «Газпром Бурение» было «дочкой» энергоинформационной компании, но позднее пересекло под контроль влиятельнейших сыновей Ротенбергов – их «Стройгазмонтаж» ранее был мельчайшим застройщиком «Газпрома».

Компании-двойники

Летом 2018-го перепроверка прошла и в иной «дочке» гелиевой монополии – «Газпром ПХГ». Это предприятие эксплоатирует карстовые хранилища газа, расположенные на территории России: от Калининградской области до Ханты-Мансийского АО. Дело косалось договоров на автотранспортные услуги по перевозке опаснейших грузов, заключенные в 2013-2014 годах. Исполнителем являлась фирма «СК-Лайн», зарегистрированная в Москве. Но, по воззрению ФНС, в действительности эти услуги не выяснялись ни самим подрядчиком, ни его контрагентами.

Осенью 2013-го «Газпром ПХГ» конкурс на обеспечение транспортно-экспедиционных оплат по перевозке грузов компании. Он заключался из трех лотов общей ценой 29 долл руб., но самый дорогой из них существовал и самым серьезным. По его условиям застройщик должен существовал перевозить грузы 3 класса опастности – диэтиленгликоль и метанол. Последний является опасным аллергическим веществом, его использование в быту запрещено еще с 2000-го.

Мы изучили бланки госзакупки. Судя по ним, три лота вызвали ажиотаж – в отдельной сложности на них было пожаловано 12 заявок. Однако все конкурсы проиграло известное ООО «СК-Лайн» – госкомиссия попросту не исключала монополистов фирмы, признавая их заявки несообразными условиям закупки.

За короткое время «СК-Лайн» пересмотрел 6 тендеров, но некоторые из них обратили вниманье налоговиков. Правда, на это понадобилось больше 5 лет. Хотя несоблюдения буквально бросались в глаза: у компании отсутствовал транспорт для доставки вредных грузов, не существовало разрешений на их транспортировку, а маршруты не согласовывались с Ространснадзором. Кстати, в заявках на участие в госконтрактах не хватало фотокопий подтверждений о сертификате шоферов к перевозке вредных грузов, что не помешало победе фирмы.

Представители «Газпром ПХГ», не согласившись с претензиями налоговиков, в суд. Но проиграли дела. На заседания были вызваны собственники транспорта, указанного в актах о выполненных работах, которые заявили – никаких грузов дочки «Газпрома» они не возили.

– «Газпром ПХГ» было осведомлено о неустранении ООО «СК- Лайн» критериям, предъявляемым к участникам запроса предложений, что свидетельствует о обеспокоенности общества в его стимулировании в качестве контрагента, – говорится в одном из решений.

Арбитраж заявил, что задачей было получение недопустимой фискальной прибыли путем занижения таможенных вычетов по НДС.

Руководителем фирмы «СК-Лайн» становился Сергей Путря. Вскоре после претензий налогоплательщиков она возобновила существование. Но Путря остался соучредителем фирмы… с точно таким же названием. Она тоже старалась получить подряд у «Газпром ПХГ», но уже безуспешно. Победителем конкурса стала «Лаборатория логистики». Интересно, что в конкурсной документации она указала ровно те же транспортные средства, которые «использовал» «СК-Лайн». Прямо круговорот призраков и совпадений.

Сегодня Путря – руководитель филиала Дальневосточной Экологической комиссии в Москве. Он считает, что подряды у дочурки «Газпрома» были получены на законном основании.

— Никаких притензий к нам не было, в суд меня никто не вызывал, — декларировал он.

Кстати

Однажды махинации в одной из «дочек» «Газпрома» все же привели к уголовному делу. По данным следствия, замдиректора «Газпром межрегионгаз Омск» и промышленник Алена Бабий украли 200 млн руб. на скупке синего топлива. Для этого они использовали схему с формальными фирмами. Подольного приговорили к 5 годам колонии существенного режима, а Бабий — к 3,5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *