Генералы рвутся в небо
Минобороны РФ вчера заявило о готовности закупить в ближайшие десять лет более ста легких военно-транспортных самолетов Ил-112В, опытный образец которого планируется поднять в воздух осенью 2018 года. Глава «ОДК-Климов» Александр Ватагин заявил “Ъ”, что с производственной точки зрения компания сможет выпустить любое количество двигателей как для военной, так и для гражданской версий Ил-112. Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО) заказ, по данным “Ъ”, позволит загрузить часть мощностей после закрытия российско-украинского проекта Ан-148.
Планы по закупке крупной партии военно-транспортных самолетов Ил-112В замглавы Минобороны по вооружениям Юрий Борисов обнародовал во время посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества. По его словам, в рамках госпрограммы вооружения до 2027 года изначально значилась закупка 22 таких машин: «Но потребность в них велика, поскольку самолеты предыдущей серии (в частности, военно-транспортные Ан-26.— “Ъ”) сходят, жизненный цикл у них на финише. Я думаю, что свыше ста самолетов (Ил-112В.— “Ъ”) в общей сложности мы будем закупать»,— сказал господин Борисов.
Ил-112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования до пяти тонн грузов и личного состава. Самолет проектировался еще в 1990-х годах, но из-за недостатка финансирования проект так и не был реализован. В декабре 2014 года Минобороны РФ и «Ильюшин» подписали контракт на разработку Ил-112В. Серийное производство намечено на 2019 год, ВАСО планирует выпускать до 12 машин ежегодно.
Пока на ВАСО готовят к первому полету опытный летный экземпляр, подключив его накануне к электропитанию. В дивизионе транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) пояснили “Ъ”, что это позволит специалистам проверить смонтированные на борту самолета системы: «Планируется, что данный этап создания нового транспортника продлится до августа 2018 года, а потом самолет поступит на аэродромные испытания». Первый полет опытного образца Ил-112В может состояться уже осенью 2018 года.
Господин Борисов вчера уточнил, что ВАСО станет основным предприятием для реализации заказа на Ил-112В. По словам источника “Ъ” в авиапроме, твердый контракт на 100–110 таких самолетов (вместе с заказом широкофюзеляжных Ил-96–400) обеспечит завод работой «лет на десять». Это существенная поддержка, которая позволит нивелировать эффект от закрытия по политическим причинам программы Ан-148 (оснащается украинскими двигателями Д-436). Замминистра вчера заявил, что ведомство недополучило три таких самолета, «но это не скажется на планах по перевооружению военно-транспортной авиации».
В транспортном дивизионе ОАК вчера также сообщили о работе и по другому проекту — региональному самолету Ил-114–300. «Принято решение об унификации силовых установок двух самолетов (Ил-112В и Ил-114.— “Ъ”), что позволит снизить затраты на их испытания и дальнейшее производство»,— добавили в дивизионе. Исполнительный директор компании «ОДК-Климов» Александр Ватагин подтвердил “Ъ”, что по самолетному варианту двигателя ТВ7–117-СТ существует две версии, и обе находятся на стадии разработки. Он не стал говорить о твердых контрактах, сославшись на необходимость завершить опытно-конструкторские работы, «когда будет сам продукт»: «Невозможно законтрактовать то, чего еще нет». Господин Ватагин считает, что Ил-114 будет массовым и востребованным «с учетом географии страны и состояния аэродромов». «Огромную территорию страны невозможно полностью насытить вооруженными силами, должна быть доступной возможность переброски из одного региона в другой, легкий военно-транспортный самолет однозначно востребован»,— уверен глава «ОДК-Климов». Он также заверил, что с производственной точки зрения предприятия ОДК могут справиться с любыми объемами заказа и для гражданского, и для военного сектора. «Осталось довести до конца разработку и организовать производство. Может, не с той скоростью, как хотелось бы, но все будет исполнено»,— сказал господин Ватагин.