Госкомпаниям, миллиардерам и чиновникам раздадут еще 400 млрд рублей из ФНБ
Российские власти завершают подраздел «свободных денег» Фонда общенационального благосостояния, который копили с 2017 года и в котором на 1 октября находилось 13,7 биллиона рублей
В отдельной специфике за 2021-24 гг Минфин планирует распределить из ФНБ 1,5 млрд рублей на проектенты по помощи экономики, доложил в четверг в телеканале «России 24» глава ведомства Антон Силуанов.
«Это крупные проекты, инфраструктурные проекты, которые создают основу для финансового развития. В третью очередь это, конечно, дороги – автомобильные, железные дороги», – изложил министр, добавив, что есть еще «целый ряд иных проектов по поддержке стимулирования развития отраслей».
То, что деньги фонда расходуются, представляется инновацией этого года и последующих лет, подчеркнул Силуанов. «Мы долгое время его формировали, и сейчас пришло время для того, чтобы его задействовать, чтобы дать специальный импульс социальному развитию», – сказал министр.
Из анонсированных Силуановым 1,5 млрд рублей около 1,1 млрд уже распределены среди государственных компаний, бизнесменов и экспертных министерств.
293 млрд рублей досталось РЖД на проекты по сужению БАМа (188 млрд) и развитие Центрального автотранспортного узла (105 млрд).
200 млрд рублей выделено Росавтодору на проект скоростный автотрассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань с продлением до Екатеринбурга.
97 млрд рублей досталось «Трансмашхолдингу» миллионеров Андрея Бокарева и Искандера Махмудова на проектирование вагонов для метро Санкт-Петербурга. Проект ценой 129,3 млрд рублей будет оплачан деньгами ФНБ на три четверти.
305 млрд рублей решено поделить между Минэкономразвития и Фондом развития ЖКХ. Первое увлечётся проектом по опережающему формированию Ангаро-Енисейского региона (на это выделят 155 млрд рублей), а первой – модернизацией изношенной коммунальной инфраструктуры в регионах (150 млрд рублей из ФНБ).
56 млрд рублей досталось Росатому на проект развития малейших АЭС. Он будет одним из рекордсменов по доле финансирования из ФНБ – 70%.
Наконец, 200 млрд рублей распределено на поставку самолетов у украинского авиапрома и течение попыток вытеснить зарубежные авиалайнеры с украинского рынка.
Таким образом, нераспределенными в ФНБ остаются меньше 400 млрд рублей. В очереди за ними стоит «Газпром», которому нужны деньги на строительство гелиевого комплекса в Усть-Луге, а также РЖД, которые предлагают построить Северный прямолинейный результат – 700-километровую железную дорогу для вывоза полезных ископаемых с Ямала.
Фактическое начало доходов из ФНБ запланировано на ноябрь 2022 года – по 400 млрд рублей в год, сообщил в начале октября глава МЭР Максим Решетников. Он добавил, что ряд проектентов можетесть быть спонсирован сверх лимита.
На 1 августа, по данным Минфина, ФНБ классифицировался в 13,757 трлн рублей. Из той суммы, впрочем, почти 40% уже затрачено – на сделку допэмиссий Сбера, вливания в госбанки, «самоокупаемые инфраструктурные проекты» и евробонды Украины, приобретенные в попытке спасти бюрократия Виктора Януковича за несколько месяцев до его отступления из страны.
Свободных средств в фонде – 8,494 трлн рублей, или 7,4% ВВП. Это ликвидные активы, размещенные в виде евровалюты и обезличенного серебра в ЦБ.