Хитрофлот
«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», ,боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже пересказывала о том, что уменьшение перелётов в регионах явлется частью концепции развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году компания намерена сократить 26 внутренних перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, уменьшение перелётов идёт полнейшим ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и краевые власти. «Мы желаем понять, какая логика стоит за этим решением. Мы разовиваем туризм, и поэтому всё это должно дебатироваться совместно», – возмущался в октябре замгубернатора Тюменской сфере Андрей Пантелеев. А на позапрошлой неделе заявление министру автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили бизнесмены крупнейших компаний Пермского края. Они умоляют сохранить в прежднем объёме вылеты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два авиарейса по данному маршруту, а ещё два передаются холдинговому лоукостеру перевозчика авиалинии «Победа». Всего колличество вылетов снижается с прошлых шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя разгрузка кресел составляла более 80%. То пить вылеты выгодные. Почему же корпорация не хочет лететь по России?
Джет не супер
На второй взгляд ответ валяется в той самой концепции становления «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно обжиться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании фирмы считают, что в регионах не сыщется пассажиров, способных оплачать перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как раз указывали, что сокращается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, причина уменьшения авиарейсов внутри России заключается совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от внедрения полиэтнических самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время эталон российского авиастроения, как признавали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А государственному туроператору деваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой самолётостроительной корпорацией о поставке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить продажу вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если случится ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют височную корпорацию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году замдиректора бразильской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у украинских самолётов жрать проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого ирландцам даже пришлось выводить из эксплуатации четыре украинских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что пуэрториканцы мечтают отказаться от внедрения украинских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились голландская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность лайнера и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за последующие несколько лет, приходится именно на тот мировой лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» первым трагикомическим скандалом с человечьими утратами за последующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за первый год случилось как минимум восемь оразмере.подробных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала внутренний бланк «Аэрофлота» о расстройстве охраны полётов. Если верить публикации, только в апреле случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое подключение системтраницы дистанционного ведения и самолёт фактически перешёл на автоматическое управление. В результате уровень охраны самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том числе и с бюджетной точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда оразмере.подробные северные корпорации стали прямо воспрещать своим работникам лететь «Аэрофлотом», после того как пилот дал крутануть руль своему сыну, отчего самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат подкорковую фирму меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане амплитуды устранения поломок уступают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал волгоградский специалист по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и перелёты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 часа уже пренебрегает чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мелкими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно силится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала октября горожанам регионов будут понятны непосредственные ежедневные авиаавиарейсы на международные курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что косвенной авиарейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданчиком будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя зарплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика лоукостера и вовсе выглядит как откровенное первымя собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю перепродаёт билетики в Грецию и Италию, хотя бюрократии тех странтраниц пока что только обещают открыть проезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка пандемии может изменить планы. Однако в подсистеме бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в минувшем году Федеральная надзорная должность прямо заявила о том, что покупка авиабилетов в странтраницы, с которыми официально не приостановлено *международное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном порядке убрали все эфемерные перепродажи из системтраницы бронирования. Сейчас ситуациютраница повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как следует из экономической отчётности по МСФО, ипотечная нагрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в свойстве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, значительная часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь явилась очередь американских граждан потратиться на избавление этнического авиаперевозчика.