«Магнит» уловил падение доходов россиян
Второй по обороту российский продовольственный ритейлер «Магнит» решил отказаться от работы с форматом гипермаркетов. За пять лет компания рассчитывает открыть 23,7 тыс. новых магазинов в менее крупных форматах и увеличить долю на рынке с 9% до 15%. Затраты на достижение этой цели аналитики оценивают более чем в 260 млрд руб. Громкие планы напугали инвесторов: бумаги «Магнита» вчера резко подешевели.
«Магнит» не станет в будущем развивать формат гипермаркетов, сообщил вчера ритейлер инвесторам. Он сконцентрируется на супермаркетах, магазинах «у дома», магазинах cash & carry «Магнит опт» и других альтернативных форматах. На их территории «Магнит» планирует развивать собственные кафе, аптеки, магазины с товарами для детей и животных. Первые два формата уже работают в качестве пилотных, остальные в разработке. Всего за пять лет «Магнит» планирует открыть 23,7 тыс. новых магазинов. Из них 9,4 тыс.— «Магнит у дома» (общее количество вырастет до 22,8 тыс.), 400 — супермаркеты «Магнит семейный» (900), 4,9 тыс.— дрогери «Магнит косметик» (9,3 тыс.), 9 тыс.— экспресс-магазины, «Магнит опт» и аптеки. Общее количество магазинов «Магнита» к 2023 году должно вырасти почти на 40%: на конец июня сеть объединяла 16,96 тыс. объектов, из которых 12,5 тыс.— «у дома», 213 — супермаркеты, 244 — гипермаркеты и 4 тыс.— дрогери.
Отказ от гипермаркетов в пользу городских супермаркетов характерен для всех крупных сетей, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «У «Магнита» многие гипермаркеты располагаются в объективно неудачных локациях»,— добавляет эксперт. Он предполагает, что часть магазинов будет переформатирована в «Магнит опт», ориентированный на мелкорозничную торговлю. Семь отдельно стоящих гипермаркетов площадью 4,5–5 тыс. кв. м «Магнит» рассчитывает трансформировать в торгово-развлекательные центры на базе нового формата супермаркетов «Семейный плюс».
К 2023 году «Магнит» рассчитывает увеличить долю на продовольственном розничном рынке до 15%. В Москве доля за пять лет должна вырасти с 4% до 10%, а Санкт-Петербурге — с 8% до 13%. Наиболее агрессивный рост «Магнит» запланировал в Сибири: с 3% до 14%. Господин Бурмистров называет заявленные планы чрезмерно амбициозными. Достижимым показателям в перспективе ближайших пяти лет он считает рост на 4–4,5 процентных пункта. «Компания будет находиться под давлением завышенных ожиданий по темпам роста и опасений инвесторов, что агрессивная экспансия снизит маржинальность бизнеса»,— рассуждает он. Директор Prosperity Capital Management (миноритарный акционер «Магнита») Алексей Кривошапко считает представленную ритейлером стратегию реализуемой. «Мы смотрим на возвратные инвестиции, если они будут составлять 20% на вложенный капитал — нас все устраивает»,— говорит он.
Однако не все инвесторы «Магнита» положительно восприняли анонсированные перемены. Котировки компании на Лондонской бирже в среду упали на 6,63%, до $14,78 за GDR. Капитализация компании составила $7,53 млрд. Начальник управления торговых операций ИК «Фридом финанс» Георгий Ващенко подсчитал, что запланированное «Магнитом» резкое увеличение объема торговых площадей потребует инвестиций в размере 263,7 млрд руб. «То есть годовой уровень капитальных затрат сохранится в диапазоне 60–70 млрд руб., что составляет львиную долю операционного денежного потока. Это может привести к росту долга»,— объясняет он. Еще одним поводом для беспокойства инвесторов господин Ващенко называет нечетко обрисованную дивидендную политику: «Компания не дает ориентиров по расчету свободного денежного потока: в 2017 году он был отрицательным, в первом полугодии 2018 года — 2,4 млрд руб. Поэтому нельзя исключать, что год обойдется без промежуточных дивидендов». Гендиректор «Магнита» Ольга Наумова в среду заявила, что дивидендная политика будет рассмотрена на следующем совете директоров компании в конце октября.