На Ямале построят железную дорогу
Концессия по строительству Северного широтного хода (СШХ) на Ямале, которую собирается реализовывать «Спецтрансстрой» Юрия Рейльяна совместно с ОАО РЖД, предварительно получила одобрение всех участников проекта. По информации “Ъ”, доработанный документ должны опубликовать в интернете на следующей неделе, после чего в течение 45 дней будет проводиться прием заявок. Параметры концессии пока не утверждены, однако, по информации “Ъ”, капитальный грант вырос на 1,8 млрд руб., до 11,8 млрд руб., из-за изменений в налоговом законодательстве.
В пятницу на совещании в Салехарде и. о. министра транспорта Максим Соколов, гендиректор ОАО РЖД Олег Белозеров, губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин и другие стороны согласовали основные условия и параметры концессии Северного широтного хода. В ближайшее время документы будут переданы в правительство.
Строительство СШХ обсуждается с 2006 года. Проект должен разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль и соединить транспортную систему России с Севморпутем (выход в порту Сабетта). Плановый объем перевозок — свыше 20 млн тонн, большая часть из которых приходится на газовый конденсат и нефтеналивные грузы. Общая протяженность СШХ — 686 км.
ОАО РЖД реконструирует примыкающие к СШХ участки Коноша—Котлас—Чум—Лабытнанги и Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево. «Газпром» обеспечит завершение строительства и ввод в эксплуатацию собственной железнодорожной линии Надым—Пангоды протяженностью свыше 100 км. Администрация ЯНАО профинансирует строительство автомобильной части моста через Обь. А строительство железнодорожной части мостов через Обь и Надым и линии Салехард—Надым (353 км) планируется реализовать в формате концессии. Концессионером должно выступить ООО СШХ, в котором, по СПАРК, 50,1% у крупного подрядчика монополии «Спецтрансстроя» Юрия Рейльяна, еще 49,9% — у структуры ОАО РЖД «КРП-Инвест». Затраты на создание железной дороги превысят 113 млрд руб., общая стоимость инвестиционных мероприятий — более 236 млрд руб.
Источник, знакомый с ситуацией, поясняет, что до 15 мая концессионер должен представить окончательную редакцию проекта со всеми согласованными правками, до 18 мая она должна быть опубликована в интернете. Если никто не предложит лучшие условия, она будет одобрена и утверждена Дмитрием Медведевым, поясняет собеседник “Ъ”. По словам источника, знакомого с деталями соглашения, капитальный грант составит 11,8 млрд руб., еще 900 млн руб. выделят на выкуп земли. Увеличение гранта на 1,8 млрд руб. связано с тем, что в налоговое законодательство внесены изменения, не позволяющие принять к вычету НДС в цене товаров, работ и услуг, оплаченных за счет средств господдержки, поясняет он.
Потенциальный концессионер сейчас завершает проектно-изыскательские работы, чтобы в 2019 году приступить к строительству участка Обская—Коротчаево, сообщил Максим Соколов. По его словам, завершить проект планируется в 2023 году.
Источник “Ъ” подчеркивает, что проект подготовили куда быстрее, чем другой железнодорожный концессионный проект — Кызыл—Курагино, на который потребовалось десять лет (см. “Ъ” от 19 апреля). Кроме того, удалось добиться значительного сокращения капитального гранта, а также снижения бюджетных расходов на строительство моста через Обь, которое изначально оценивались в 70 млрд руб.
Как отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, ключевыми бенефициарами проекта являются «Газпром» и НОВАТЭК. «Главная задача строительства СШХ — оптимизация маршрутов транспортировки энергоресурсов от месторождений и инфраструктурных объектов к портам для снижения себестоимости этих ресурсов при отправке на экспорт»,— поясняет эксперт. По его словам, в среднесрочной перспективе СШХ и Севморпуть позволят существенно нарастить объемы экспорта СПГ на рынки АТР. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что подписание концессионного соглашения по Кызыл—Курагино позволило сформировать типовую схему распределения рисков между государством и бизнесом и ускорить согласование других концессионных проектов. При этом, отмечает он, в СШХ риски, связанные с лимитирующими участками смежной инфраструктуры и пропуском экспортных грузов, существенно ниже, чем в проекте Кызыл—Курагино.