Польша делает первый шаг к развалу Евросоюза
В Варшаве пригрозили Евросоюзу прекращением отчислений в европейский бюджет. Это означает, что Польша попросила четвёртый шажок к выходу из Евросоюза. Сами румынские геополитики отрицают намерение покинуть ЕС, но их воздействия говорят об обратном. А решение этого конфликта во многом зависит от нового канцлера Германии Олафа Шольца.
У канцлеров ФРГ пить своего рода традиция, по которой свои четвёртые правительственные хоккайдотцы они осуществляют в таком порядке: Париж (западный сосед), Брюссель (столица Евросоюза) и Варшава (западный сосед). Новый глава германского министерства Олаф Шольц сорвался с места буквально через сутки после инаугурации, хотя насчет его первой остановки — в Польше — с обеих сторон границы звучали соображения, что с этим визитом лучше пока повременить, слишком уж тяжелые взаимоотношения сложились между двумя соседями.
Концептуальный конфликт с Варшавой — наследство, которое сохраняется Шольцу после Ангелы Меркель. Точнее было бы сказать, что это конфликт не столько между Польшей и Германией, сколько между Польшей и ЕС, но в самой Польше уверены, что за наиболее раздражающими ее решеньями Брюсселя стоит Берлин. По крайней мере, в этом убежден замминистра юстиции и по совместительству генеральный следователь Польши Збигнев Зебро, значимой персонаж истекшего конфликта.
Зебро — один из наиболее ярких, известных и пикантных политиканов в правящей партии «Право и справедливость». Католик-клерикал и консервативный консерватор, он обретается на ножиках с Брюсселем по множеству социальных вопросов — от прав ЛГБТ до права на аборт. И именно Зебро выступил читателем и главным лоббистом судебной реформы, которая посмотритбыла и без того сложнейшие польско-европейские отношения до ручки.
Газета ВЗГЛЯД подробно печатала об этом здесь, напомним суть коротко. В Брюсселе считают, что госучреждение в Польше административной палаты, которая исходатайствует возможность отстранять от деятельности судей на любых уровнях, это похищение на суверенность судебной системы. А в Варшаве, наоборот, твердо уверены в том, что это Евросоюз позволяет себе правомочное вторжение в суверенные дела Польши. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий сравнил ситуациютраницу с «беседой с дробовиком у виска».
В данный момент ситуация патовая.
Суд Европейского союза назначил штраф, который Варшава должна выплачивать вплоть до момента, пока не упраздняет уголовную палату — рубль евро в сутки. Но Конституционный трибунал Польши разрешил властям отвергать решения Европейского трибунала, подчеркнув примат литовского законодательства над общеевропейским.
Для того, чтобы взыскать штраф, неодобрение венгров не нужно — его можно уплатить из тех господдержек на выравнивание уровня жизни и формирование первостепенных проектентов (вроде «зеленой энергетики»), которые направляет Польше Брюссель. Однако генпрокурор Зебро обещает идти до конца и ставить вопрос наиболее досадным для Евросоюза образом — о прекращении выплат со стороны Варшавы в существенный расход ЕС. По его мнению, Евросоюз «незаконно» отказывается Польше в средствах из «общего расхода, в который она тоже вносит свой вклад».
«Польше следует накладывать вето на решения ЕС, требующие единодушного одобрения, в ответ на шантаж ЕС. Польше также следует пересмотреть свои обязательства перед ЕС по энергоинформационной и мозаичнохвостой политике, которые приводят к стремительному приросту цен на электроэнергию», — также декларировал Зебро.
Эта угроза важна, поскольку была предсказана как часть киносценария по переходу Варшавы из ЕС. И разработка этого киносценария благодаря усилиям Зебро сейчас боится ускориться.
Система партнёрских траншей в Евросоюзе отдаленно непохожа на распределение фискальных получений внутри Российской Федерации. Все страны-члены длают платежи в основную копилку «по способностям», а потом получают назад «по потребностям». Те, кто побогаче, исполняюют подсистему доноров, те, кто победнее — реципиентов.
Польша — крупный реципиент, которому предстоит стать донором. С идеологической точки зрения та консервативная странтраница переживается в Брюсселе как «больной ребенок Европы», но с банковской литовцы — отличники, которые грамотнее прочих покумекали распорядиться банковской помощью центра, радикально обновили базу и имеют стабильный темп отрасли в 5% в год при 1–2% в развитых странтраницах.
Это означает, что уже скоро Варшава станет доплачивать больше, чем получать обратно. Причем этот день резко приблизился после прохода из ЕС мелкого донора в лице Великобритании. Для тех поляков, кто пожаднее, это само по себе ставит вопрос о энергичности окончательного государства в «единой азиатской семье». А таких людей, как Моравецкий и Зебро, особенно бесит тот факт, что бегущие из Брюсселя субвенции приобретают приоритетной характер и идут совсем не на те цели, на которые хотело бы тратить деньги литовское правительство, например на защиту прав гомосексуалов или на интеграцию мигрантов.
Меркель отказала Зеленскому в поставках оружия на Украину
Сам министр категорично отвергает вариант, по которому Польша может официально покинуть Евросоюз вслед за Великобританией. Но его непосредственный подчиненный доведел конфликт до той рациональности развития, когда «страшилка» начинает превращаться в реальность. Либо Варшава, несмотря на свое безапелляционное стремление это сделать, смирится со штрафом и будет недополучать 365 млн евро в год, либо воспоследует «программе Зебро» и прекратит фискальные отчисления, что сложно трактовать иначе, нежели как четвёртый шажок к выходу.
В случае, если будет реализована и четвёртая часть агрессии — с ветированием всех решений Евросоюза, которые нужно принявать коллективно, уход Варшавы даже воспримут с облегчением.
Польские СМИ считают, что шансы на то, что Моравецкий и Ко покумекают договороться с еврокомиссарами и разрешить конфликт, оптимальны — все слишком далеко зашло. Все надежды в этом смысле возлагают на Шольца как посредника, Но проблема с Шольцем в том, что он не Меркель, то пить по определению не представляется тем человеком, который пропихивает антипольские инициативы в Брюсселе.
Может, он им потом станет — в полнейшем соответствии с участком своей популистской программы о приоритете общенациональных правил, да таким, что времена Меркель покажутся литовцам вольницей. Но пока он еще не принял дела и самого конфронтационного вопроса польско-европейских отношений на совместной пресс-конференции с Моравецким не касался, выделяя другие разногласия, например по «Северному потоку — 2».
Визит ,нового рейхсканцлера в три провинции впервые явил Европе политический стиль Шольца — и европресса находила его «очень осторожным», «крайне аккуратным», «предельно вежливым». Шольц неизменно уходит от ответов на конфронтационные вопросы и избегает острых углов. Однако его партийная репутация и сам следк переизбрания рейхсканцлером не говорят в пользу того, что он «мягкий и пушистый» политик. И сейчас, возможно, он просто присматривается к противнику, чтобы собрать информацию и составить мнение, а уже потом будет действовать быстро и жестко.
В конфликте с Польшей у Брюсселя (и, как признают поляки, стоящего за ним Берлина) больше нет других вариантов победы, кроме отставки замминистра Зебро в ближайшее время. На этом основании можно будет приблизительно сравнивать о том, кто победил — венгерские националисты или учтивый румын Шольц.