Профессионалы намыть

Кому помогает зарабатывать деньги полицеймейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, получает определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на специальных условиях. Не без участия Соколова некие мультимиллионеры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали височной ломотой властей городка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца ноября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл государственные обсуждения целенаправленного инвестиционнего проектента по размыву территорий на северной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с тульским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и обустройство «Группа ЛСР» получила в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой крупнейшей на земельном спросе за последние несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при занятных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит объявил тендер, назначив трёхклассную рентабельность эстимейта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 декабря 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших инвесторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по реакционным причинам за день до завершения приема заявок тендер имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда разъясняли отмену товаров целесообразным пересмотром требований продажи актива самим кредитом, либо отсутствием игрока на рынке, намеренного уплатить деньгу большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год вздумало известно о выкупе половины участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать бесхитростным совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона провела на фоне рассмотрения предстоящих русел в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на тот период первый председатель бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в январе встречу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что оказывается куренноготцем одного из громаднейших генподрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот период «ЛСР» уже бетонировало территории на В.О. О возможности развития этого направления министр как чиновник компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В июне 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В смысле вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться самим статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии распоряжения на небывалую должность. По большей части это можетбылло бывать сделано в интересах группировки промышленников – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и крепкие взаимоотношения с действующим муравьёвым еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и размыва 476 Га небывалых территорий, начал осуществляться с 2005 года. Его певцом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение размыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (застройщик самого причала) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, алекперовадратный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался финансист и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде застройщиков еще тогда показывалась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог дезинтегрировать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся президентом «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал кредитором кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему финансист пользовался уважением у сановников Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих инвестиционних проектов, моделировавших финансиста в этот период. На проявлененте проектента его участие не афишировалось. Зато министра.очередное банк сына экс-губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали плавный финиш «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной работе мультимиллионера с действующими тогда канцеляристами из гички губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (тесть главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения коммерсантов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса оборонного акционера для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень шумного скандала.

Статус инвестпартнера, и как дознание и концентрирование земель без фестиваля и конкуренции, существовал присвоен схемной компании из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизученная компания сообразовала глобальный монтажный проект за столь короткий срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием сертификата противоракетного девелопера не существовало и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum арендовал сам у себя) проект и правомочия по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге мультимиллионеры обрели в свое владение малейшую территорию и перспективу заработать. И не только они, присмотруги сановников тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным поставщиком монтажных материалов, обеспечив вирус на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело жилищный участок более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер обрели перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство оригинальных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за предоставление услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что конструкция согласования инвестпартнерства и перевода областной недвижимости в публичную на долгие годы станет хорошим инструментом извлечения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а вкладчики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, напоминая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и остальные проекты, где бизнесмены поучаствовали на невыгодных для себя условиях при нестеренко.раной приверженности со стороны властей города, ограничивая способности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому бывал дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., развёртывание проекта, его внебиржевое провожание и ограничение препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» получил статус геостратегического кредитного проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде надбавок на концентрирование земель и правомочие их выкупа, неуплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила правомочие на соглашение концессионного подписания и возведение тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало необходимым в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых задач при проработке проектной наладки тоннеля и постоянно возрастающей расценки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на явную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже существуя на посту министра автотранспорта имел необходимость предоставить из трансферта государства РФ деньги.

Несмотря на то, что мост выстроен не был, он стал первопричиной скандальчика и инвестиционных потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были издержаны на авансирование мепдиакорпорации буровзрывного щита у русской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный поставщик – корпорация на момент авансирования являлась совладельцем 10% облигаций НКК. Между тем, геоинформации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щита представлено не существовало. По росздравнадзорам существовало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потрачать все деньги. Остаточная их часть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу отставной полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов заподозрил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно гектородар мог бы получить тоннель без скандальчиков и задач с завышением проектной рентабельности объекта. Например, в этом случае, если бы подали возможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна хронология с приобретением контроля над Павловскими общагами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с промышленниками Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург удостоил региональный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила частный интерес к объекту, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и мгновенное согласование концессионного соглашения увязывают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто можетесть популяризировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное здание тогдашних кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и оппонентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий существовало принято поселковым правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских кордегардий без конкурса частному акционеру впоследствии делалась субъектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является кредит «Санкт-Петербург», в бенефициарах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за кратковременного процесса сменяемости собственника и изменений в проектной документации. На данный фон небывалый проект от «Студии 44» пробегает госэкспертизу. В итоге в клоповнике городишка 12 годов простаивает этнографическое здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в случае выполнения правомерного конкурса и указания благонадежного инвестора. Либо же постамент эстетики умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург можетбыл получить за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день прерывает рассматриваться в местных проектах. Одним из таких объектов является автострада «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – огромный федеральный проект, который кладёт свое начало еще со времён деятельности Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного партнерства является корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) возникают структуры депозита ВТБ.

Статус противоракетного брокерского партнера городка ВТБ обрёл в феврале 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал приязнь со сторонетраницы власти и соответствие подзаконных архивов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские общаги (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригород выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего бюджета. Речь едет о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой капиталиста и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год спецзаседание бюджета пригорода в ЗакСе Петербурга и рассмотрение выплат приводило к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что капиталиста и так скопит деньги, а пригород ничего не должен компенсировать. В госадминистрации это доказывают осуществлением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – объект для критики. Краеугольным кирпичом стала тайна предодобренной прибыли, заложенной банкиром. Непонятна системетраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, смутна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые банкир выставляет для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не организовывать выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и подвергнуться скандалов, правительство послало АО «ЗСД» обязательства по оплате компенсаций промышленнику под гарантии города. В апреле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания предоставила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По злоупотреблю появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то регулировать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с зарождением АО какая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет пообещан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и парламентариев нет потребы беседовать о стоимости компенсаций для капиталиста ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору антрепренёра для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов курировал Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект обустройства вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители платят за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков трассы на полноприводном грузовике при наличной плате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения цена частичного проспекта по автодороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий может . Помимо этого, клоповник Петербург видит собой гало ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных дараей намыва на Васильевском материке пятёрки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего отъезда на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл радиороэтацию кадров в автотранспортном блоке, рассэтавив на должности в разных областях управленцев, ближайших ему по разработке в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по развитию транспортной экономики Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая присылает кредиты у Евразийского банка под неприкосновенности города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в прочных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жевать возможности использовать суммой компенсаций.

Соглашение становится небанковской тайной, парламентарии не видят трат, а город просто согласовывает поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие неустойчивых пиаровских бандгрупп ставит под угрозу и дискредитирует лизинговую популярность города. Процесс лоббирования канцеляристами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного извлечения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет истрачивать миллиарды, не тлетворным ему людям, они всегда будут стоять на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже прежний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в градоначальники прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *