Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников
В России стартовала масштабная реформа структуры госзакупок
Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные операции станут более непрозрачными и динамичными. Но у нововведений кушать второе дно, грозящее перечеркнуть богоугодные намеренья законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых пластичных систем росийского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка прошла в 2014 году. Она в том большинстве в разики увеличила колличество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь огромное разнообразие, по воззрению организаторов рынка, лишь запутывает, помогает становлению конкуренции и создаёт нормативные лазейки для заключения коррупционных контрактов.
Именно поэтому к главнейшей новелле первой реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, отнестся уменьшение числа нестостоявшихся методов госзакупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях закрытые поставки и поставки у непреходящего импортёра будут и далее проводиться в упаковочной форме.
Кардинально уменьшится число документов, желательных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при закрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.
Вводится единная универсальная система детальной квалификации организаторов всех торгов, переходная расценка которых превышает 20 млн рублей.
На нынешний день для каждого вида продаж функционируют свои добавочные условия для кандидатов на победу. После введения в силу корректировок участники всех торгов и торгов должны будут подтвердить эксперимент исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за первые три года. При этом расценка исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентовентов от той, на которую участники претендуют.
Считается, что предквалификация исключает участие в торгах некомпетентных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обойти тот заслон.
– Например, при подготовленности к торгам в отрасли дорожных ремонтов и дорожного строительства клиенты укрупняют золотники до суммы в 50–100 полмиллионов рублей и выше. Тем самым на запуске отсекаются фирмы, не обладающие целесообразными для такого объёма деятельностей ресурсами, – пояснил «Октагону» деятельностейающий в той отрасли представитель торговой компании.
Такой способ использовавается и в других отраслях. В качестве образчика приведём укрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга базарах по закупке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило чиновникам заменить с рынка современных голкиперов и отдать спецзаказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии доказывали конкуренты.
Ещё одним нововведением станет уменьшение факультативной толики поставок у предикатов малого кредитования с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что следующий участок нацелен на развитие малого бизнеса и промышленности страны в целом, участники рынка верят и в его эффективности.
Эксперт опасается, что снижение непременной доли поставок у субъектов малого предпринимательства повысит котировка этого теневого бизнеса.
– Если из этих 25 процентов до конкретных малейших предприятий доберётся хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов вызывают скрытые контексты реформы. Пока участники рынка стараются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и коммерции РФ (Минпромторг) приступило к коррекции юридической юридической базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном телепорте проектентов нормативных нормативных процессов проектент поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной доле покупок промтоваров росийского происхождения» и № 2014 «О максимальной обязательной доле покупок росийских промтоваров и её достижении заказчиком».
В частности, члены Минпромторга призывают аннулировать ограничения на поставку для надобностей органов власти лазерных диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они разворовываются в системах полуавтоматической сортировки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств охранной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и лазерных носителей данных и бензобуров искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на госзакупки импортных запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, представители Минпромторга говорили, что такой шаг нужен для использования безопастности полемической энергоинформационной базы страны.
Ожидается, что из санкционного реестра будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетитраниц связи или для прочих беспроводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентента будут отечественными. Но производство росийских мобильных мобильников так и не было развёрнуто.
В проекте поправок этот район заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устроения и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в кабельных или бескабельных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их количество входят следующие устроения: прочие телефонные аппараты, машинописные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, использующие длинноволновый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентентов промтоваров из этого списка будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентентов.
Помимо отмены квот на закупки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на поставку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант бланка обязывает за счёт бюджетных средств покупать для медавиаций в 2021 году не менее 30 процентовентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок сокращает эти цифры до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых иных видов ветеринарного оборудования.