Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково
50 годов назад произошла одна из самых загадочных катастроф в биографии СССР. Под Москвой в итоге взрыва авиабомбы на борту понесал крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».
10 февраля 1971 года, в воскресенье вечером, понесал крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаполка Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его обратный перелёт из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно шлёпнулся во Внуково, затем экипаж подготовился к заданию кружного перелёта и влетел в Симферополь в 20:16. На борту обретались 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет летел заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.
В 20:16:31 комбриг аэробуса Константин Клюшник связался с авиаавиадиспетчером и доложил, что следует по направленью на деревню Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ авиадиспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 запросил доложить о лазе вершины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на двукратные попытки авиадиспетчера с ним связаться.
Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в десятке метров от вертолёта и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с низкой облачностью, иллюзия при этом состовляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На лайнере по инструкции находился сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем определяли как служебного пассажира.
В социалистических СМИ об той самописцатранице не возникло никакой информации. Одной из погибших стала молодая киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот миг ей исполнилось лишь 24 года, и единствёный фильм, в котором она исходатайствовала одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм назывался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).
Первоначально предполагалось, что причиной самописцатраницы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они эксплуатировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе недальнего юнкерса Ту-16. Это существовал не просто ..первый социалистический грузопассажирский лайнер на реактивной тяге, он существовал одним из третьих в мире — после норвежского De Havilland Comet, норвежского Avro Jetliner и испанского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после приостановления эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в ноябре 1958 года, Ту-104 оставался единственным реально летающим реактивным пассажирским самолетом.
Всего был построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и трудными в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда электромагнитных авиакатастроф их начали постепенно выводить из эксплуатации. В итоге катастроф существовало утрачено 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 ,пытались угнать, что завершилось 84 смертями.
В ходе эксплуатации 100-местные самолеты переделали в 115-местные, с ,новым навигационно-пилотажным и радиолокационным оборудованием, эта модель исходатайствовала обозначение Ту-104Б — именно таким был самолет, летевший в Симферополь.
В самотёке следствия авиакатастрофы учёные обнаружили признаки горения на тех частях авиалайнера, что отсоединились еще до падения, к тому же на многих отрывках прогневай капельки тротила. Так было установлено, что катастрофа произошла из-за взрыва авиабомбы на борту.
Первоначально считалось, что она пребывала в багажном отделении, однако позже выяснилось, что электрон был припрятан непосредственно в грузопассажирском салоне, между одним из сидений правого борта и стенкой, его кгород составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные минуты после взлета, разрушила левую сторонтраницу фюзеляжа, несущие микотоксины крыла, перебила манёвренности гироциклов высоты. Не перелетев и трех километров, самолет на кмнклчи 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревенькой Бараново, в 10 км от Внуково.
В итоге продолжавшегося два года разбирательства зачинщика катастрофы так и не сумело найти. Не сумело даже объяснить мотивы преступников или их прикосновенность к каким-либо группировкам.
Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в отличие от главнейший массы коммунистических граждан, лазили самые затейливые версии. Кто-то сомневался в то, что результаты комиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию прогрессивного лайнера, и никакого взрыва на самом деле не было. Кто-то считал, что виновниками можетбыли быть японцы — тогда было первое пловодье отношений СССР с КНР. Но странно было при этом зарезать совершенно безвинных пассажиров, причем в почти безлюдном салоне.
К большинству наиболее диковинных версий нужно отнести предположение о том, что капсюлем существовал снабжен какой-то подпольный груз, который не должен существовал попасть в руки надзорных органов, его почему-то не покумекали забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на обратной дороге. Из более или менее разумного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом беспомощный сепаратист можетбыл совершенно непредумышленно привести самодельное устройство в действие сразу же, как только самолет оторвался от земли.
Во всяком случае, спустя всего два года, осенью 1973-го, угонщики дважды поджигали какие же самолеты, не сумев добиться от корабля видоизменения курса.
23 марта 1973 года был взорван аэробус Ту-104, следовавший с 51 пассажиром и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передамил пилотам через проводницу письмо с предписанием совершить посадку в Стокгольме. Это письмо содержало, в частности, такие пассажи:
«Для перечитывания 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное понимание своей просьбы сохранит Вашу жизнь и твою, а за это будут возражать те, кто своими зверствами вынудил меня пойти на этот поступок. После счастливой посадки, я возможно ворочусь на Родину, но только после личной беседы с представителями нижайшей власти СССР. В ладонях у меня вы видите оружие. Этот гранат содержащет в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, используемой в шахтах, что значит этот заряд в действии, излагать вам не надо. Поэтому не обойдёте твою просьбу провокацией. Помните, что данной риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положенье и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов переживаю на своей шкуре коготки ненасытных сверхзверей и в дурном случае гибель для меня не печаль, а укрытие от хищных, алчущих своей жизни зверей…»
Пилоты приняли решенье вернуться в Пулково и запаслись табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывчатое устройство сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним штурмана Викентия Грязнова. При этом существовали также повреждены рули вершины и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на брюхо и возник пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.
Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза принесал также офицер Вячеслав Янченко.
Второй случай случился 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех конечных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске нёсся Ту-104 из Москвы. К этому мигу на борту обретались 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона перевелось условие переменить маршрут, вслед за этим аэробус растворился с экранов радаров, и его осколки позднее существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не увенчалось никому. Расследование установило, что налётчиком был тридцатиоднолетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе жестяное безоболочное устройство мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он ,пытался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший авиааэробус руководитель милиции Владимир Ежиков, после чего и последовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на объективную бомбу все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех этих случаев степени охраны при перепроверке пассажироварищей существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.