Тролль в большом городе
В строю петербургских бюджетников – пополнение. В феврале на информационном ресурсе «Город+» незаметно сменился руководитель. Смольнинским интернет-вещанием, запуск которого обошелся в десятки миллионов, теперь занимается блогер Николай Камнев, ранее известный как Фима Психопат.
Члены петербургского правительства, за редким исключением, непубличные люди. Вектор задает губернатор Георгий Полтавченко, уверенный в том, что дело ценнее слова. Но ничто человеческое, как и пиар-сопровождение, Смольному не чуждо, и под крылом городского правительства существует разветвленная медиасистема.
Один из ее компонентов – портал «Город+», появившийся пять лет назад как площадка для теле- и радиотрансляций. Почти два месяца его возглавляет блогер Николай Камнев, ставший известным под ником Фима Психопат. Камнев словоохотлив и резко выделяется из общей стилистики Смольного. Среди выражений нового начальника правительственного медиа – «уродцы из наших городских СМИ», «псевдоредакторы», «двойной стандарт у смишек: в Смольный за грантами бежать спотыкаясь, а потом через губу корчить свободолюбивое, но пропитое лицо», «грёбаные рогатые твари», «СМИ просто говна написали». Камнев позиционирует себя отъявленным патриотом, иронизирующим над либеральными нравами оппозиции, публикуя фотографии лошадиного помета с намеками на одного из кандидатов в президенты.
Будучи главой государственного учреждения, смольнинский блогер одновременно продвигает и собственную площадку «СПбМедиа», организует конкурсы при поддержке Сбербанка.
У себя в блоге публикует информацию о вакансиях: «В команду #spbmedia ищем на постоянную работу 1-2 SMM-менеджеров … Хочешь в журналистику, хочешь в телевидение. Оформление по ТК, полная занятость в офисе. Оплата достойная, задания интересные. Мы очень серьёзно растём в этом году». Резюме предлагает присылать на почту «novoemedia». По случайности название ящика созвучно с именованием фонда Ирины Камневой. «Новые медиа» осенью 2017 года получили контракт на 500 тысяч рублей – оказание консультационных услуг по подготовке плана публикаций в СМИ для нужд АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга». Закупка проведена без конкурса – договор заключен с единственным поставщиком.
О том, что Камнев получает бюджетное финансирование на затеи, эффективность которых сомнительна, «Фонтанка» писала и раньше: принадлежащей ему компании перепал контракт на размещение постов в Facebook от Горэлектротранса, в техзадании – минимум 300 записей за 500 тысяч рублей. В копилке компании в том же году 600-тысячный контракт на размещение не менее 900 постов в twitter и facebook телеканала «Санкт-Петербург». За последние пару лет Фима Психопат занимался продвижением в соцсетях вице-губернатора Игоря Албина и даже непродолжительное время работал советником в петербургском метрополитене.
Результат эпатажной стилистики «с душком» нового генерального директора «Города+» пока невелик. Так, интервью с главой петербургского комитета по охране памятников Сергеем Макаровым, которое блогер с заявленными 5 тысячами подписчиками 4 апреля разместил на своей странице в Facebook, посмотрели лишь 300 человек. Просмотров поста в «Телеграме» – около 2 тысяч. Еще более смешная цифра в youtube – всего 67 просмотров видео, опубликованного на самом сайте «Города+». Несколько сотен просмотров набрало в Facebook интервью с главой комитета по промышленности Эльгизом Качаевым, в youtube с выпуском ознакомились 23 человека. «Повезло» главе петербургской подземки Владимиру Гарюгину, его интервью к годовщине взрыва в метро перепостили телеграм-агрегаторы, обеспечив 20 тысяч просмотров, сколько при этом перешло на сайт и посмотрело видео – неизвестно. Согласно рейтингу «Яндекса» цитируемости региональных порталов, у «Города+» 118 место из 490, он расположен между «Живым Ангарском» и Орловским городским порталом. По оценке сервиса, занимающегося аналитикой контента, стоимость портала gorod-plus.tv – 62 тысячи рублей (при подсчете учитывалась ссылочная масса, SEO-трафик и возраст домена).
Непопулярным, но дорогим ресурсом «Город+» был и при предыдущем руководителе, бывшем пресс-секретаре губернатора Валентины Матвиенко Евгении Альтфельд (Никитиной). При ней в создание нового медиа вложили десятки миллионов рублей, бюджетные вливания продолжились и при руководстве Камнева. С 2015 года «контентные» подряды на сайт начало получать ООО «Медиа-Диалог» Марии Варзеговой (Ранковой), дочери бывшего акционера «Таврического» и экс-директора по логистике «Ленэнерго» Александра Ранкова. За четыре года, включая 2018-й, «Медиа-Диалог» выиграл конкурсы по размещению информации почти на 20 млн рублей. Как сказано в техническом задании на первое полугодие 2018 года, подрядчик должен будет рассказать о деятельности чиновников и актуальных событиях в городе читателям, в числе которых туристы, инвесторы, эксперты и просто пользователи Интернета в возрасте 20 – 45 лет. Информация может быть упакована в различные форматы: трансляции, видеоинтервью, авторские тексты, аудио. Правда, в конкурсной документации нет ни одного количественного или качественного показателя. С учетом того, что в группе «ВКонтакте» «Города+» состоят чуть более 1,5 тысяч человек, а сайт посещают всего 11 тысяч в месяц, это, в общем-то, и не удивительно.
Несмотря на то, что портал существует с 2013 года, своя редакция у смольнинского интернет-телевидения появилась только год назад. Расположилась она в центре Таврического сада, в бывшем ресторане, в двухэтажном стеклянном здании. На реконструкцию потратили 34 млн рублей. Еще 30 млн ушло на полное оснащение телестудии и 4 млн рублей – на оборудование электронной редакции. Как считает генеральный директор Ленинградской областной телекомпании (ЛОТ) Андрей Радин, такой объем средств – слишком велик для не показывающего больших успехов интернет-телевидения.
«Студия интернет-вещания должна отвечать трем требованиям: в ней должна быть звукоизоляция, вентиляция и свет. Что касается оборудования, то снимать можно хоть фотоаппаратами за 20 – 150 тысяч рублей, а можно поставить телевизионные камеры. Уложиться можно и в один миллион рублей, но если не сдерживать себя в средствах, то и в один миллион долларов», – отмечает телевизионщик. По словам Радина, технику, которую сейчас закупает «Город+», обычно используют крупные телеканалы, его редакция в свое время не решилась на столь дорогие закупки, хотя показатели ЛОТа – в десятки раз больше, чем у «Города+».
Если присмотреться к конкурсам учреждения, то оборудование для смольнинского канала закупалось крупными партиями. В документации не всегда приводится стоимость каждого из закупаемых предметов, а также названия компаний, у которых запрашивали оценку всего комплекта техники. Тем не менее к отдельным уже состоявшимся аукционам приложены товарные накладные.
«Фонтанка» сравнила цены контракта на 6,8 млн рублей от августа 2017 года с рыночными. Так, например, из закупки следует, что фотовспышка Yongnuo Speedlite YN-565EX II E-TTL для Canon была куплена за 9 тысяч рублей. Аналогичную в интернет-магазинах фототехники можно найти за 5,6 тысячи. Два камкордера Sony PXW-X400KF были куплены за 3,4 млн рублей, «Фонтанка» обнаружила в сети Интернет предложение на 200 тысяч меньше. Два штатива для видеокамеры Libec LX10 можно было бы купить за 180 тысяч рублей вместо 220. Монтажной станции OKNO-TV ST-CITY17, за которую «Город+» отдал 774 тысячи рублей, «Фонтанка» не смогла найти. К слову, именно у компании с аналогичным названием она и закупалась.
В целом закупки «Города+» довольно однородны: заказы на оснащение студии стабильно выигрывает «Окно-ТВ», а на дооснащение электронной редакции – «Корпоративные системы». Эти компании хоть и имеют разный профиль, но, видимо, ради создания конкуренции традиционно заявляются на оба аукциона. При этом в нескольких конкурсах можно найти поразительную точность и схожесть цифр: победитель снижает цену от начальной на 1%, его «конкурент» – на 0,5 – 0,6%.
Помимо «Города+» петербургское правительство тратит на свое продвижение ежегодно больше миллиарда рублей (таковы подсчеты Объединенного народного фронта). Так, порядка 700 млн рублей уходит телеканалу «Санкт-Петербург», который так же, как и «Город+», производит видеоконтент, но имеет охват аудитории порядка 500 тысяч человек. Сайт газеты «Петербургский дневник» в марте посетило около миллиона человек. В бюджете 2018 года субсидия газете была заложена в 145 млн рублей. Еще одно из изданий, «Районы-Кварталы», выпускается ежемесячно учрежденным Смольным АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки». Тираж – 660 тысяч экземпляров. В 2018 году на распространение и печать СМИ ушло 34,3 млн рублей (всего субсидия в бюджете – 54 млн рублей).
Правительственное издательство ОАО «Петроцентр» (на 100 % принадлежит городу) помимо газеты «Петербургский дневник» выпускает в свет глянцевый ежемесячник «Бизнес дневник» тиражом 10 тысяч. В 2018 году на его печать уже заложено 2,2 млн рублей. Буквально год назад Смольный финансировал еще и издание «Петербургская фотохроника», однако в январе 2018 года СМИ упразднили. Средствами городского бюджета живет бесплатная газета «Вечерний Санкт-Петербург». СМИ, издающемуся по инициативе петербургских депутатов, в 2018 году перепало 65 млн рублей. Заявленный тираж «Вечерки» – 65 тысяч, месячный трафик на сайте – 9 тысяч человек.