«Уралвагонзавод» выводит танки на аэродромы
Минтранс разработал и опубликовал для общественного обсуждения проект приказа о внесении изменений в Федеральные авиационные правила. Документ предполагает, что операторы аэродромов с пассажиропотоком свыше 500 000 человек в год должны иметь оборудование для эвакуации самолетов, говорится в документе. Сейчас таких требований к аэропортам нет. За эвакуацию судна несут ответственность авиакомпании, но на практике они закупают эту услугу у аэропортов, поясняет сотрудники двух аэропортов.
Идея приказа родилась после инцидента с Airbus 320 «Аэрофлота» в аэропорту Калининграда в январе 2017 г., говорит топ-менеджер крупного аэропорта: у судна подломилась стойка шасси, эвакуировали его только через сутки с помощью военных и МЧС, все это время аэропорт был закрыт. У крупнейших аэропортов есть тягачи. Чаще всего это переделанная старая военная техника, говорят менеджеры трех аэропортов.
Приказ помог бы загрузить мощности единственному в России производителю танков – «Уралвагонзаводу». Аэропорт «Домодедово» уже заключил контракт с «дочкой» госкомпании – 61-м бронетанковым ремонтным заводом – на поставку тягача БРЭМ-1 на базе танка Т-72, говорит представитель аэропорта. Представитель «Уралвагонзавода» это подтвердил. Также госкомпания предлагает тягач БРЭМ-1М на базе танка Т-90, добавил он.
Танк Т-72 выпускался в 1973–2005 гг., эксплуатируется в Российской армии до сих пор. Т-90 и его модификации выпускаются с 1992 г. Обе модели тягачей унифицированы с танками на 65%. В отличие от боевых машин у них отсутствует дополнительная защита и вооружение, но установлена аппаратура связи и навигации для работы в аэропорту, продолжает представитель «Домодедово». Тягач на базе Т-90 весит 45 т, на базе Т-72 – 41 т.
Машина на базе Т-72 по техническим характеристикам удовлетворяет всем требованиям для эвакуации самолета, в том числе дальнемагистрального. Поэтому не было необходимости в приобретении более мощной машины, поясняет представитель «Домодедово». Тягачом управляют два человека, обучение они проходят на заводе-изготовителе.
В российских аэропортах в основном используются колесные тягачи, говорит топ-менеджер крупного аэропорта. Гусеничные машины на базе танков, конечно, значительно более мощные, продолжает он. Гражданские же гусеничные тягачи по своим техническим характеристикам не подходят для эвакуации воздушных судов с размытых поверхностей, отмечает представитель «Домодедово». Им не хватит массы, чтобы вытянуть, например, широкофюзеляжный самолет из грунта, продолжает он. Тягач на военной платформе в России можно заказать только у «Уралвагонзавода», уточнил он.
Представитель «Уралвагонзавода» добавил, что холдинг рассчитывает на заказы от других аэропортов.
Стороны не называют стоимость тягачей. Цена подержанной машины – около 12 млн руб., говорит представитель «Внуково». У этого аэропорта есть два тягача на базе танка Т-55 (выпускался до 1979 г.), другие покупать не планируется. Новая машина стоила бы намного дороже: в феврале Минобороны раскрыло сумму контракта с «Уралвагонзаводом» на 92 танка – 24 млрд руб., или около 260 млн руб. за танк. Причем новых будет поставлено лишь 10 шт. А 82 машины – это серьезно модернизированные Т-90 и Т-80.
Полный комплект оборудования для эвакуации (тягачи, трапы, эвакуационные тележки, маты, гидродомкраты, тросы и т. д.) в среднем стоит 200 млн руб., написало Минэкономразвития в отрицательной оценке на проект Минтранса. Министерство сделало такой вывод после консультации с 10 аэропортами. Всего в России 38 аэропортов с трафиком свыше 500 000 человек, возлагаемые проектом расходы на закупку оборудования крайне существенны как для отдельного аэропорта, так и для отрасли в целом, пишет Минэкономразвития.
Представитель Минтранса заявил, что министерство продолжает собирать предложения к проекту. Представитель Минэкономразвития на запрос «Ведомостей» не ответил.
У ведущих аэропортов (московских, «Пулково», крупнейших региональных) тягачи есть. «Средним аэропортам было бы очень тяжело закупить тягачи и прочее оборудование, добавьте к этому высокую стоимость владения и налоги, необходимость нанять, обучить и содержать дополнительный штат», – рассказал заместитель гендиректора аэропорта «Бегишево» (Нижнекамск) Андрей Парфененко. Тем более что в «Бегишево» за 45 лет ни разу не потребовалось эвакуировать самолет, говорит он.
Затраты на тягач вряд ли когда-нибудь окупятся, а расходы лягут на плечи пассажиров, уверен исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. Он считает, что решение, покупать или нет такую технику, должен принимать сам аэропорт.
В Европе небольшие аэропорты не обязаны иметь тягачи для эвакуации судов. Для этого при необходимости привлекается сторонняя техника – строительных компаний или военных, говорит Парфененко и подтверждает человек, близкий к Минтрансу.