Вексельберг спасовал перед Китаем
После введения Штатами санкций в отношении UC Rusal и вынужденного ухода китайских производителей с американского рынка импорт китайского проката в Россию резко вырос. Показателен пример уральского актива Виктора Вексельберга: новый прокатный комплекс металлургического завода не загружен, а предприятие несёт убытки.
ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (КУМЗ, входит в ГК «Ренова») планировал заключить договор с «Уральскими локомотивами» (совместное предприятие группы «Синара» и Siemens) на поставку алюминиевых профилей для производства «Ласточек» – нового поколения российских электропоездов.
В том числе под эти планы завод запустил создание прокатного комплекса стоимостью более 46 млрд рублей, большую часть необходимых денег КУМЗ взял в кредит у «Газпромбанка». Но контракт сначала сдвинули по срокам, а потом отказались от него. До сих пор «Уральские локомотивы» продолжают закупать алюминиевые профили в Китае.
КУМЗ – градообразующее предприятие в Каменске-Уральском (Свердловская область), один из ведущих заводов спецметаллургии в России. Работает на рынках России и СНГ, экспортирует продукцию в США и Канаду, Европу, Азию и на Дальний Восток.
Прокатный комплекс КУМЗа презентовали год назад. Проект называли «самым масштабным в российской алюминиевой подотрасли», на него возлагали надежды по взрывному росту объёмов выпуска продукции предприятия. В результате в первом полугодии 2020-го завод понёс невиданные за последнее десятилетие убытки: комплекс простаивает, а суды ежемесячно рассматривают по несколько заявлений на КУМЗ.
Семейный подряд друга Вексельберга
КУМЗ начал деятельность в 1944 году как предприятие спецметаллургии в составе министерства авиационной промышленности. В 90-х он был реорганизован в акционерное общество. В начале 2000-х перешёл под контроль «Сибирско-Уральской алюминиевой компании» (СУАЛ), которой владела группа «Ренова» Виктора Вексельберга.
В 2007 году СУАЛ объединился с «Русским алюминием» и глинозёмными активами швейцарской компании Glencore. Бенифициарами крупнейшей в мире алюминиевой компании «Российский алюминий» (UC Rusal) стали Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг и Михаил Прохоров.
КУМЗ в активы UC Rusal не вошёл, но остался под контролем структур Вексельберга. Возглавил уральское предприятие первый вице-президент СУАЛа Владимир Скорняков. С олигархом он был знаком с конца 80-х годов, когда работал главным металлургом на Иркутском металлургическом заводе.
Сегодня Скорняков с сыном Александром Скорняковым владеют чуть больше чем половиной акций КУМЗа. На двоих им напрямую принадлежит 1,7 процента акций уставного капитала и 1,31 процента обыкновенных акций.
Оставшимися 97,36 процентами акций уставного капитала и 98,07 процентами обыкновенных акций предприятия владеет АО «Алюминиевые Продукты-Холдинг». В ней Владимир и Александр Скорняковы имеют 51 процент доли через собственную фирму «Инвенсил». 49 процентов общества контролирует «Ренова-Актив», ей владеет ГК «Ренова» Вексельберга.
За 20 лет работы КУМЗа под контролем Вексельберга генеральные директора на заводе менялись десять раз.
По словам собеседника «Октагона», большинство из них не могли найти общий язык с «не терпящей возражений» семьёй Скорняковых. В интервью «Виртуальному Каменску» эту версию отчасти подтвердил пиар-менеджер пресс-службы КУМЗа Геннадий Фёдоров. «Директору надо уметь находить взаимопонимание», – заявил он.
Несдержанные обещания
В 2011 году КУМЗ начал строительство «не имеющего аналогов в Европе» прокатного комплекса. На нём планировали наладить выпуск инновационной продукции для авиа- и судостроения, космонавтики, транспортного машиностроения.
Инвестпроект получил поддержку Минпромторга РФ, вошёл в стратегию развития металлургической промышленности России до 2020 года и заслужил статус приоритетного на региональном уровне. Последний даёт льготы: пониженную налоговую ставку на прибыль в размере 13,5 процентов и освобождение от налога на имущество в течение пяти лет после его постановки на баланс.
Первую очередь должны были ввести в эксплуатацию в 2013 году, весь комплекс – в 2016 году.
Однако даты пришлось переносить не единожды. Для руководства КУМЗа это каждый раз грозило лишением региональных льгот и потерей 50 процентов акций предприятия – они в залоге «Газпромбанка» до полного погашения кредита. С момента выдачи займов даты окончательных выплат по ним не раз переносились дополнительными соглашениями.
Ситуацию со срывом сроков сдачи первой очереди – цеха холодного проката – был вынужден взять на контроль Денис Паслер, который в тот момент занимал пост свердловского премьера. Генподрядчик ЗАО «Мостинжстрой» и руководство КУМЗа винили друг друга в нехватке финансирования и недостатке рабочих на площадке. Запустили цех только летом 2015-го.
Председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг заверял президента РФ Владимира Путина в том, что прокатный комплекс заработает в 2017 году.
«Это будет один из трёх в мире крупнейших комплексов, который не просто будет не уступать, а по ряду параметров будет превосходить ведущие мировые стандарты. Мы полностью заместим любой потенциальный импорт проката: промышленность авиационная, транспортная и другая, которая будет нуждаться в прокате».
Обещание, данное президенту, он нарушил: первые работы в цехах второй очереди стартовали в 2018 году, а торжественный запуск состоялся только летом 2019-го. Сорвались и амбициозные планы, которые руководство озвучило на церемонии запуска: увеличение производства авиационных плит и листов до 166 тыс. тонн, а портфеля заказов – в 3,5 раза. На проектную мощность предприятие не вышло.
Прокатный комплекс под комплексом проблем
По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Калачёва, эффективность прокатного комплекса можно будет оценить после выхода рынка в нормальные условия.
– Сейчас из-за пандемии потребности транспортного машиностроения, и особенно авиастроения, в алюминиевом листе и прочих материалах резко снизились. Вместе со спросом снизились и цены. Поэтому по данным первого квартала мы видим не снижение, а рост себестоимости на фоне снижения выручки, – прокомментировал «Октагону» Алексей Калачёв.
Он добавил, что с восстановлением нормального функционирования экономик ситуация на КУМЗе должна выправиться.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов согласился, что в текущих условиях вряд ли имеется высокий спрос на алюминиевые полуфабрикаты, выпускаемые КУМЗом:
– Например, Boeing останавливал работу своих предприятий из-за пандемии коронавируса, и это могло сказаться на его закупках у КУМЗа. В России же тоже вводились карантинные ограничения, которые привели к спаду деловой активности и, следовательно, снижению заказов на алюминиевую продукцию, – подчёркнул Леонид Хазанов.
Между тем собеседники «Октагона», знакомые с ситуацией на заводе, утверждают, что не только коронакризис стал причиной невостребованности дорогостоящего инвестпроекта. По их словам, недозагрузка в первую очередь связана с недостаточной производственной мощностью литейного цеха КУМЗа.
– На заявленную производительность прокатный цех выйти не может из-за маленькой массы заготовки. Литейный цех не в состоянии отлить заготовку в 30 тонн, чтобы в холодный цех поступили заявленные 25 тонн. Максимум получается 16 тонн, из которых четыре – шесть тонн идут в отходы, – рассказал собеседник.
Кроме того, по словам источника «Октагона», на предприятии есть проблемы с поставками масел, расходных материалов и основного сырья – алюминия, который КУМЗ закупает у UC Rusal: «На расходники якобы не хватает средств, а металл приходит нечасто из-за неоплат со стороны завода».
По данным базы «Спарк-Интерфакс», за 2019-й и первое полугодие 2020-го КУМЗ стал ответчиком по 157 делам на сумму 742 млн рублей.
В 2018 году – рекордно – по 103 искам на сумму 245 млн рублей. Подавляющее число заявлений – о неисполнении обязательств по договорам.
Например, «Объединённая компания РУСАЛ – Торговый дом» с начала 2020 года направила в суд Москвы свыше 10 исков к уральскому заводу на общую сумму более 60 млн рублей. Финансовые претензии группа предъявляет по контрактам 2007 года.
В UC Rusal на запрос «Октагона» не ответили, на КУМЗе уклонились от ответа.
Финансовые потери уральского алюминия
Несмотря на систематические неплатежи по договорам, в начале 2018 года КУМЗ приобрёл зарубежные активы давнего торгового и маркетингового экспортного представителя, холдинга Aluminium Silicon Mill Products, в Швейцарии, США и Гонконге. Только за 100 процентов акций уставного капитала швейцарской Aluminium Silicon Mill Products GmbH КУМЗ заплатил два миллиона франков (около 150 млн рублей).
Тем временем кредиторы готовы обанкротить КУМЗ. В конце марта этого года один из них – уфимское микропредприятие «ИнтерПайп» – заявил о намерении обратиться в суд для признания завода несостоятельным. В марте 2019 года КУМЗ заключил договор с «ИнтерПайп» о поставке алюминиевого лома на сумму свыше одного миллиона рублей. Продукцию предприятие получило, но не оплатило.
Совокупный долг КУМЗа, по данным базы «Спарк-Интерфакс», превышает 48 млрд рублей. Долгосрочные обязательства по заёмным средствам – 30 млрд рублей, краткосрочные обязательства по заёмным средствам и кредиторская задолженность – 16 млрд рублей.
То, что уральский актив Вексельберга находится в тяжёлом положении, подтверждают официальные документы предприятия. Первый квартал 2020 года КУМЗ завершил с рекордным убытком в 4,5 млрд рублей.
Для сравнения: в январе – марте 2019 года завод получил 1,4 млрд рублей прибыли. При этом выручка и в этом году, и в прошлом оказалась почти одинаковая: 6,7 млрд рублей и 6,8 млрд рублей соответственно.
– Итоговый убыток в размере 4,5 млрд рублей образовался в результате прочих расходов и доходов. Что они включают, сказать сложно, поскольку подробная отчётность недоступна ни на сайте компании, ни в системе раскрытия информации. Возможно, это расчёты с учредителями, в том числе по поводу инвестиций в прокатный комплекс. Возможно – экологические штрафы, расчёты по кредитам или по ценным бумагам, – прокомментировал Алексей Калачёв.
Финансовая ситуация отражается на сотрудниках завода. По словам одного из собеседников «Октагона», в этом году планируется провести трёхэтапное «высвобождение» как минимум 200 человек. По информации другого источника издания, сократят 65 работников, остальных переведут на сдельную оплату труда.
– Такие разговоры ходят не первый год, но в этом решено окончательно. На зарплаты пока вроде хватает, но, со слов руководства, с трудом. Останется ли зарплата на прежнем уровне после перевода на сдельную работу – неизвестно, – рассказал собеседник.
В июле пресс-служба КУМЗа отчиталась об увеличении на 18,5 процента объёмов производства в июне по сравнению с маем и о росте экспортных поставок – на 8,5 процента. Однако точные цифры проседания показателей в первом квартале предприятие называть не стало.