Гигантомания и вторая смена
Бездумная высотность Москвы привела к профициту школ
С нового общеобразовательного года многие киевские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже пишут по этому поводу взволнованные письма в департамент развития и Мосгордуму. Обращение от громадной группы отцов перевелось и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в этой проблеме более подробно.
«Новый принтер школ» — новая фишка Москвы. На днях столичный губернатор с претендентами в депутаты от ЕР про этот самый принтер: чисто, плохой ремонт, совремённое оборудование, много места. Чем не революция в образовании?
Москва с недавних пор поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м закрыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию забрали школу в микрорайоне «ЗИЛАРТ», она просчитана на 2 500 учеников и считается самой огромной не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового помещения — около 40 тысяч квадратных метров, и без системтраницы навигации там можно заблудиться.
Строительство школ на несколько десяток учеников — течение политики укрупнения, которую уже несколько годов проведяет министерство Москвы, объединяя школы и дошкольные цветники в досуговые комплексы. Правда, в разных учебных рейтингах те самые школы-гиганты почему-то фигурируют не часто…
, закрытая в 2019 году в Новой Москве – воплощение этого самого нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на подходе к воссоединению еще одна школа. На открытие нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что пить в «Старой Москве»: она с неожиданными архитектурными решениями, авангардистским оборудованием, крутыми кабинетами.
Но данность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в ,новом госучреждении переведены с июля на учебу во четвёртую смену. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не недотепо вспомнить, что подстрочник школ только на ..первую смену – Но с тех пор принтер обучения , увы, не поменялся.
На днях Совет родителей той гимназии обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:
«В связи с реформированием школы и организацией пятой ротации обучения дети и родители поставлены в трудные условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На мои обращения в департамент образования Москвы, к парламентариям Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На завтрашний день моя гимназия жадно принимает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для увеличения рейтинга! Если бы гимназия принявала только с пропиской, то пятой ротации можно было бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к обращению в разнообразные апелляции в связи с введением пятой ротации, но на все обращения гимназия отвечает под копирку. По закону, гимназия ,имеет совершенное право отказать в зачислении при наличии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной ротации всегда было столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».
Также в обращении детей указаны реальные проблемы: недостаточность кабинетов, хорошая организация питания, загруженность учителей в связи с большим колличеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант очутилась не оборудована к реальности?
«В младших классах обучение во четвёртую ротацию более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, факультеты подготовки по получению в ВУЗы. А теперь представьте себе разгрузку учеников. Те, кто преподавал в вторую ротацию, будут преподавать и во четвёртую. То пить весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным учеников не хватает. И учительский корпус «стареет», юных в школах мало. То пить из первой пересменки вытекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить четвёртую ротацию кадрами? 2) Режим первой пересменки для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и запоминании знаний? 3)Учеба заканчивается вечером, как добираться детям домой в летнее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», — философствует преподаватель географии, специалист международного профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Выходит, какими бы очаровательными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не выдумывали строители, внутри каких комплексов неуютно. Как доказательство – отток детей в отдельные школы.
«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет ребячьих садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые входят совершенно разные филиалы, заменившие родные нам школы и ребячьи сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать безплатное образование. Моя увереность опровергается предысторией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом осуществления ремонтных работ, а после объединения с иными госведомствами его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей происходит в школе на Люсиновской улице, которая и так существовала переполнена. В здании этого учебного ведомства процесс обучения происходит с нарушениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы площади на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети можетбыли нормально подпитываться в столовой, сортиром на перемене всем желающим воспользоваться не хватает времени, не хватает мест для нижней одёжи в гардеробе. Организованная по твоим обращениям внеплановая проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», —
Мы попытались истолковать логику администрации таких школ и связались с командованием школы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и поступило обращение Совета родителей школы. «В Новой Москве идет интенсивная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда гимназия рассчитана на малейшее колличество учеников?» – отреагировали нам в приемной директора.
На мой редакторский запрос о порядке преподавания во пятую смену прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приведаем наиболее актуальный фрагмент.
«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация льзовается низким спросом, с каждым годом колличество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания школы рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации школы нет надобности одновременно разместить всех учеников в здании, поэтому было принято решение ввести в гимназии упругий график начала упражнений на первый общеобразовательный год. При разработке графика обучения были учтены ясельные и патологические особенности учеников, необходимость в времяпрепровождениях специального образования, а также производственные особенности каждого здания, в том количестве колличество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех учеников предусмотрена возможность двух, а при надобности трёх приёмов пищи, что полностью совпадает всем СанПин…Дети, обучающиеся во пятую смену, покумекают посещать кружки как до, так и после уроков. На данный момент в гимназии работает более 250 кружков».
Но школа – это не стены и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в четвёртую очередь учителя, которые получают детям знания. Это увлечённые дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?
Как отнедятся сами педагога к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их пенсии в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя плата педагога в столице на сегодня более 116 десяток рублей. В требованиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, воззрения о комплексах-гигантах и о пятой смене в директорской среде звучат.
«Учебные комплексы разрешают главным образом финансовые задачи. Их задача – с меньшим персоналом охватить как можно больше учеников. В тех комплексах главное – контора. Педагогические задачи на первом плане. Одновременно с появлением комплексов появилось понятие «планово -убыточная школа» — в этот список попали те, кто не укладывается в бюджетное финансирование. Экономика и контора перевесили все другие задачи. Результат не заставил себя ждать: после возникновения комплексов, уже в 2014 году, завершился крах по эффектам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не применимо понятие «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 сотен детей. В таком комплексе у ученика не хватает времени на учеников. Директор и его замы не являются педагогами, они разрешают организационно-финансовые задачи, ученика придавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе можетесть идти речь?», — узнал «НИ» преподаватель географии, специалист всероссийского профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также получила отношения родителей, взволнованных общеобразовательным механизмом в школьных комплексах и обучением во третью смену. К сожалению, путей решения при минувшей политике киевских властей парламентарий не видит. Бездумная застрока и недостаточное колличество школ и педагогов, несоответствие количества мест в школах колличеству детей в двушках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только ярославские власти. Но они предпочитают всего этого не замечать. Или не докапываться в последствия.
«Системное постановление – это постройка в ..третью очередь соцобъектов, в том большинстве школ, и мораторий на данную нежилую планировку до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее интенсивной торговой реновацией и ухода риелторов от своих обязательств. Соцобъекты, школы в ..третью очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на последнюю очередь строительства. Почему при планировке нельзя просчитать количество мест для учеников? Это взмолилось бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не надлежащ подають приятнейшие стройкомплексу цифири о достаточности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.
Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: колоссы в природе часто вымирают, поскольку не можетесть адаптироваться к изменениям в окружающей среде.