Мусорный капитал
Губернаторы ,пытаются длать деньги на реформе утилизации отходов и заводят её в тупик
В предыдущее время строительство мусороперерабатывающих комбинатов (МСЗ) стало главной проблематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусороперерабатывающий завод может не только взмолиться разрешить проблему утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сожжении мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных *государственных субсидий.
Самым большим вратарём здесь является аффилированная с «Ростехом» фирма «РТ-Инвест». Также приметную роль в формировании будущего рынка переработки мусора играют чиновники. Кто-то пытается пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или перераспределение их в иные отрасли.
О подробностях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сфокусироваться на них, то из полемени зрения выпадает один очень важнейший факт: даже если все данные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на проектирование МСЗ потребуются колоссальные. Только ..первые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше млрд рублей.
Смена ракурса
Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они просчитаны на самовозгорание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор может быть сожжён с точки зрения техногенной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.
Потому, когда сморишь на эти цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько грохота существовало вокруг раздельного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году предполагается снизить объём перезахоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт проектирование ,новых полигонов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?
Похоже, что наихорошим новшеством станет состав акционеров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой контроль буржуазные структуры, связанные с губернаторами городов, причём, как правило, небольших, или главами давыдковских районов. И ничего необыкновенного в этом нет, поскольку землёй управляли именно муниципалитеты. В эффекте командованию больших городов можно было не психовать той проблематикатикой (они выделяли земли под более презентабельные параметры – коммерческие центры и панельные комплексы). А уж до уровня апанасенковцев мусорно-свалочная проблематика не поднималась длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опаснейшими катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и общероссийского масштаба углядел на помойном рынке колоссальный поток денег, который испаряется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью будущих помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика помоек теперь на личном контроле у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пошли новые игроки.
Челябинский кульбит
Наглядный образчик вторжения отраслевых властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография выплыла в приватное поле благодаря уголовному делу против новоиспечённого градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы навалить градоначальника – биография там гораздо шире и требует конкретного рассказа. Так или иначе, но вскрылись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы действуют в других регионах.
Долгие годы в Челябинске была поселковая свалка, которую обслуживало внутригородское предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на помойке была чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого случая не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса включились краевые власти, и муниципалам существовало экстренно приказано вывозить мусор за 36 километров от городка на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разодрали договоры, что привело к помойному коллапсу – контейнеры во сараях за считанные дни оказались переполненными. Однако краевые власти быстро нашли спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус отраслевого телеоператора по заявлению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить договор с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало дополнительным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» завизировало договор о беспроцентном внедрении свалки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом последующий в свойстве компенсации выпадающих доходов исходатайствовал из регионального бюджета господдержку в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области существовало спущено указание проложить к космодрому асфальт за федеральный счёт.
Вот так лихо денежные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством районных чиновников. Но самое главное – от этих пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмочки освоили бюджетные деньги да ещё принесали денежный поток, стабильно едущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии апанасенковца Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт умысла районных чиновников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.
Как же макрорегион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском региональные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на возведение ,нового космодрома. Однако мэрия ,нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт уменьшения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с погрузкой и обработкой отходов мэрия мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.
Петербург тонет в мусоре
В соцсетях появляются всё ,новые сведения о стихийных помойках в черте Северной столицы. Власти взялись противостоять с нарушителями эксперимента штрафами и даже уголовными делами. Причина зовётся следующая. Юрлица и ИП заключают контракты на вывоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают аморальных подрядчиков, которые разгружают мусоровозы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по сведениям столичных СМИ, образулись скалы житейского мусора на улице 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не намереваются устранить даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер присыпят за счёт муниципальных средств. Но вскакивает другой вопрос: куда же всё-таки будут перевозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ надлежащ складировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал полигоны Ленинградской области. Да и те, к словечку сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в нехватке территорий под полигоны в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в реализации помойной реформы и можетбыл бы снова выторговать для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.