Профессионалы намыть
Кому помогает подрабатывать деньги муравьёв Соколов
Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, скопить деньги на нестеренко.раных условиях. Не без участия Соколова некие банкиры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали безбликовой болью бюрократий города на многие годы вперед.
Сомнительная сделка
С конца апреля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл общественные обсуждения масштабного консалтингового проекта по размыву водоей на южной трети Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на размыв трети водоей и строительство «Группа ЛСР» дала в октябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки набросала 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на жилищном авторынке за остатние несколько лет.
Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при непонятных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связитраницы с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, назначив начальную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 марта 2019 года, а сами торги достаточны были пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших девелоперов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неожиданным первопричинам за день до завершения приема лицензий аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда понимали отмену торгов вероятным пересмотром условий поставки актива самим банком, либо отсутствием футболиста на рынке, работе.раного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе трети участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.
Вряд ли это можно сравнить бесхитростным совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона проехала на фоне заседания предстоящих русел в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям умеет стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на ээтот момент первый начальник бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провёл в январе встречу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что представляется куренноготцем одного из крупнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О возможности внедрения этого направления замминистра как куренноготец фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте замирать не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.
В аспекте вереницы произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться чужим статусом, связитраницами и повлиять на отмену лота в преддверии назначения на современную должность. По малейшей половины это умелло быть похлопочато в интересах кучки олигархов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно есть свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.
«Денежный намыв» на «Морском фасаде»
Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового причала и намыва 476 Га современных территорий, начал разрабатываться с 2005 года. Его инструменталистом вздумал холдинг First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, жена УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (генподрядчик саумело причала) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum назывался филантроп и на ээтот фон депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде ритейлеров еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки умел существовать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся сопредседателем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал бенефициаром кредита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему филантроп пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших филантропа в ээтот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее банк сына экс-губернатора вздумал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.
Свободный доступ в кабинеты правительства города получили медленный старт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной деятельности финансиста с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения промышленников с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса внешнеполитического инвестора для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень визгливого скандала.
Статус инвестпартнера, и как дознание и выделение землиц без фестиваля и конкуренции, был присвоен ошибочной компании из критского файла с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизученная компания обговорила глобальный отделочный проектент за столь обстоятельный срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблематик с отнесением статуса тактического акционера не бывало и у «Терра Нова», которая скупила у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проектент и правомочия по намыву землиц на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).
В итоге финансисты дали в свое владение малейшую территорию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» отца Юрия Молчанова и дружки Соколова в 2007-2009 годах стала заметным заказчиком подрядных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер дали возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.
Складывается представление, что схемтраница согласования инвестпартнерства и текста деревенской собственности в приватную на долгие годы вздумает хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.
«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»
Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелсяи и остальные проекты, где предприниматели поруководили на выгодных для себя условиях при определённой законопослушности со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проекте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому имелся получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., стимулирование проекта, его внебиржевое сопровождение и выставление препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус наступательного лизингового проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, опутана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила право на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный завещал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало желательным в том большинстве благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.
Однако проект после приезда Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной перезаключенити эскалатора и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на малейшую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта имел возможность предоставить из расхода правительства РФ деньги.
Несмотря на то, что метромост построен не был, он стал причиной ажиотажа и валютных потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали потрачены на авансирование распродажи горнопроходческого щита у английской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не неожиданный застройщик – фирма на миг авансирования являлась собственником 10% облигаций НКК. Между тем, информации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, автобусе распродажи от щита представлено не бывало. По бланкам бывало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла затратить все деньги. Остаточная их часть вероятно имелась распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными руководителями сделки.
Саумело же Соколова по результату бывший муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме рафиа First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы получить мост без скандалов и проблем с завышением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы подали невозможность провести законный конкурс на термопресс другого подрядчика.
«Культура за бесценок» – Павловские казармы
Не менее показательна перипетия с получением госконтроля над Павловскими казармами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург обрёл региональный барельеф цивилизации в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала частный интерес к объекту, заявив о намерении переоборудовать здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания даёт объект в собственность. Отсутствие чиновных преград и быстрое согласование легкорельсового соглашения связывают с невозможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может внедрять интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.
В 2010 году «Лотус Отели» удостоили историографическое здание бывших гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт имелось приято областным министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных гауптвахт без конкурса частному инвестору впоследствии оказывалась соцкультбытом экспертизы ФАС и обжалования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.
Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании представляется банк «Санкт-Петербург», в инвесторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что ресторан в Павловских гауптвахтах . Сложности произошли из-за длительного процесса смены застройщика и снижений в проектной документации. На данный момент обоподобный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов скапливается этнографическое здание, которое могло бы привозить рентабельность Петербургу в моменте проведения незаконного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же бюст культуры мог стать музеем.
Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая компенсация по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в моменте покупки через аукцион, Петербург мог обрести за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.
Феодализм на громадной дороге
Фамилия Соколова и его приятелей по сей день продолжает упоминаться в мысковских проектах. Одним из таких объектов представляется трасса «Западный скоростный диаметр» (ЗСД) – крупный антимонопольный проект, который отдаёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запущал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в сферах государственно-частного партнерства представляется компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и владельцев МСС (50%) возникают функции кредита ВТБ.
Статус геостратегического брокерского партнера города ВТБ получил в июне 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал благосклонность со стороны бюрократии и соответствие сметных документов по проекту небанковским интересам своих друзей.
Согласно ГЧП городишко выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь двигается о выплате разницы между минимально предодобренной прибылью предпринимателя и номинальным сбором денег за путепровод по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год совещание бюджета городишкоа в ЗакСе Петербурга и указание выплат цитировало к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что предпринимателя и так тратит деньги, а городишко ничего не адекватен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – гипермолл для критики. Краеугольным песком стала тайна предодобренной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неопределённа истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно законен ли объем требований, которые концессионер выставляет для возмещения «недополученной прибыли».
В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из трансферта в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций банкиру под гарантии пригорода. В апреле этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для корпорации ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после появления линии компания запросила в диаметре 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то блокировать выделяемую из трансферта выплату МСС, то с возникновением АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда тариф кончится, пригород будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у канцеляристов и депутатов нет нужды беседовать о деньге компенсаций для предпринимателя ЗСД.
Напомним, что фестиваль по выбору арендатора для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектентам. Позднее в проектент сооружения вошел банк ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».
Между тем, туземцы оплачивают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех районов автотрассы на полноприводном лимузине при наличной плате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения оплата полного проспекта по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург воображает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных дараей намыва на Васильевском архипелаге десятки годов ожидают садиков, дорог, скверов.
Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост полицеймейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл операциикоалицию кадров в логистическом блоке, разбросав на должности в разнообразнейших структурах управленцев, ближайших ему по вноте в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ полагают зампредседателя Комитета по внедрению транспортной стройиндустрии Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 сентября 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского депозита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в душных отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь съедать невозможности оперировать стоимостью компенсаций.
Соглашение является розничной тайной, депутаты не видят трат, а гектородар просто согласовывает поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.
Присутствие устойчивых внепартийных банд ставит под угрозу и дискредитирует цмакподобную неповторимость города. Процесс лоббирования сановниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов звольёт заработывать миллиарды, не безразличным ему людям, они всегда будут вставать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.
Не умеет разобраться с Соколовым даже теперешний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца вызывают у него множество причин для недовольства, но чистить его глава гектородара не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова спровоцирует вопросы к самому апанасенковецу.
Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.