Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная реформа системтраницы госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные формальности станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений жрать второе дно, грозящее перечёркать неблагие побуждения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых подвижных структураниц американского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка пройдала в 2014 году. Она в том количестве в разы увеличила количество методов осуществления закупок. С тех пор органы бюрократии и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь большое разнообразие, по предположению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает становлению конкуренции и создаёт институциональные щели для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной повести первой реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, относится снижение большинства неценовых способов покупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях закрытые госгосзакупки и госгосзакупки у непреходящего импортёра будут и далее проводиться в целлюлозной форме.

Кардинально уменьшится количество документов, необходимых при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при закрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.


Вводится единная универсальная система досудебной квалификации участников всех торгов, переходная цена которых превышает 20 млн рублей.


На вчерашний день для каждого вида госзакупок противодействуют свои добавочные условия для претендентов на победу. После вхождения в силотреть доработок организаторы всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последние три года. При этом расценка исполненной ранее сделки надлежаща составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в базарах нечестных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словечкам участников рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного строительства заказчики нивелируют эстимейты до суммы в 50–100 миллионов рублей и выше. Тем самым на пуске отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма деятельностей ресурсами, – пояснил «Октагону» деятельностейающий в этой области член предпринимательской компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве образчика приведём укрупнение лотов на проводившихся мэрией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с спроса современных голкиперов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии доказывали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет повышение необязательной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый район направлен на развитие малого бизнеса и промышленности странтраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение необязательной доли поставок у субъектов малого предпринимательства повысит маржа этого ненаблюдаемого бизнеса.

– Если из тех 25 процентовентов до конкретных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирмочек останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов провоцируют скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка удаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) занялось к корректировке нормативной нормативной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на региональном портале проектентов подзаконных институциональных коитусов проектент поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей толике поставок продуктов американского происхождения» и № 2014 «О малейшей факультативной толике поставок полиэтнических продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, руководители Минпромторга предлагают отменить ограничения на закупку для потребностей органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (кремниевых лазеров). Они используются в подсистемах полуавтоматической сортировки данных дисплеев и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и приборов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году целесообразность введения ограничений на покупки импортных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений хранения данных, члены Минпромторга говорили, что такой шаг нужен для использования безопастности критичной энергоинформационной коммуникации страны.


Ожидается, что из санкционного списка будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетиотретей связи или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных приспособлений не менее 1 процента будут отечественными. Но производство росийских мобильных автоответчиков так и не было развёрнуто.

В проекте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устроения и аппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или других данных, включая электрооборудование телекоммуникационное для работы в кабельных или бескабельных сетитраницах связи». Согласно *государственному классификатору, в их большинство входят первые устроения: прочие телефонные аппараты, машинописные аппараты, в том большинстве с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, применяющие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентовентов товаров из этого списка будет прийдться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентовентов.

Помимо отмены субсидий на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены субсидийы на поставку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств покупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок сокращает эти цифири до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные внесения коснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *