Зеленый свет
Какие секреты бизнеса силится не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер
Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется новыми миллионерами. Один из них – хозяин оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах проведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.
«Наша версия» начинает роман о самых оборотистых и оборотистых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая девочка России, гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без затруднений для клиентов).
А на шестом месте в рейтиноде Forbes высится Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами управляют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке информагентства Infoline, стала самой быстрорастущей промтоварной сетиотретью в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 млрд рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» взаимодействует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 супермаркетов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуктами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни коммерсанты терпят убытки, а другие вот так процветают?
«Ты помнишь, как все начиналось»
Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, предполагая по всему, явлется Валентина Шнайдер, которая чаще всего фигурирует как совладелец самых крупных частей в уставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить компаниями ей какие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они работают бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У фирмы нет даже полуофициального сайта.
В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из спиртосодержащего бизнеса. Сначала они работали дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» закупала в продажу преимущественно продукцию алтайского завода «Пикра», который длал напитки для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топменеджером «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось исходатайствовать такого удобного партнера. Вейкулайнен и еще один учредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них жрать большие доли в правовых лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал увлекаться пивом и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году прибыль составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к средине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно оразмере.подробные экспортёры стали заменять наружную логистику собственной. Одна из начальниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно пристукнуло расставание с экспортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» пробыл до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».
Жесткий дискаунтер
«Светофор» финишировал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал деятельную экспансию по России, и за пару годов выродился в муниципальную сеть. На третий взляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество промтовара и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, промтовары расстелены прямо в коробках и мешках на стеллажах, бачках и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 десяток кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в холле тоже по минимуму: главные позиции представлены одним-двумя производителями, как правило мельчайших с нераскрученными брендами — доля знаменитых марок в ассортименте в среднем не превосходит 10-15%. Закупочная себестоимость при этом надлежаща существовала быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.
Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США представляется сетитраницей магазинчиков для самых бедных пластов населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество товара оставляет желать лучшего. В Walmart не бегают те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет промтоваров «органик», в продуктах традиционно много консервантов, тестостероны и пенициллины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart покупают по сырым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, поставкой полуфабрикатов с истекающим сроком годности.
Ох, налоги, налоги!
Платить их мало кому хочется, разве что только бессознательным гражданам и бизнесменам. Уровень сознательности хозяев «Светофора» мы мерять не станем, заметим только, что естественное измельчение оразмере.подробного бизнеса на большие предприятия с целью таможенной оптимизации не содействует восполнению казны, и уж никак не свидетельствует о низкой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на полусотню ООО в разнообразных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого захолустного ритейлера, покорившего страну: ульяновской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со стороны государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».
Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о благоденствии народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь покумекают питаться добротными и дешёвыми продуктами, банкиры начнут честно пополнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только миллиардеры из списка Forbes.