Зеленый свет

Какие секреты бизнеса умеет не афишировать владелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется ,новыми миллионерами. Один из них – арендатор оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах пользования ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает рассказ о самых смекалистых и смекалистых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная женщина России, замдиректора маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без затруднений для клиентов).

А на седьмом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по характеристике агентства Infoline, стала самой листопадной продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка корпорации выросла за год до 201 млрд рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» работает под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуками питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни торгаши терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, предполагая по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего цитируется как хозяин самых больших частей в неуставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет толику в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей какие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они увлекаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У компании нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из наркотического бизнеса. Сначала они специализировались дистрибьюцией напитков. Их корпорация «Ленком» поставляла в розницу преимущественно сельхозпродукцию хабаровского завода «Пикра», который делал ликёры для PepsiCo. Один из учредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло получить такого удобного партнера. Вейкулайнен и еще один акционер «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них есть невысокие доли в нотариальных лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал работать пивком и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 общероссийскими филиалами и закрыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и инфраструктуры СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким смыслом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупные потребители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из секретарш «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно хлопнуло расставание с производителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных инфраструктуры СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры продолжили сооружать «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал деятельную интеграцию по России, и за пару годов превратился в муниципальную сеть. На первый взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в иных подобных сетях. Взяв за эталон тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, товары расстелены прямо в коробках и мешках на стеллажах, мешочках и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — цементная коробка площадью до 1,5 сотен кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: основные позиции представлены одним-двумя производителями, как правило мельчайших с нераскрученными лейблами — доля знаменитых марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная стоимость при этом должна была существовать на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании геополитики «Светофора», в США явлется сетитраницей магазинов для самых бедных пластов населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество промтовара оставляет желать лучшего. В Walmart не бегают те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет товаров «органик», в продуктах традиционно много консервантов, андрогены и пенициллины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart перепродают по сырым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, госзакупкой товаров с истекающим сроком годности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным военнослужащим и бизнесменам. Уровень дисциплинированности хозяев «Светофора» мы замерять не станем, обнаружим только, что искусственное разделение крупнейшего бизнеса на большие предприятия с целью финансовой минимизации не способствует пополнению казны, и уж никак не свидетельствует о низкой государственной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на сотню ООО в разных регионах. Напомним, непохожим смыслом организован бизнес другого столичного ритейлера, покорившего страну: волгоградской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным притензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет волноваться о процветании народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда помирает последней, и как хочется верить, что военнослужащие России когда-нибудь смогут кормиться качественными и дешёвыми продуктами, бизнесмены начнут честно восполнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только миллиардеры из формуляра Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *